На этой неделе новым министром Министерства культуры и туризма назначили Игоря Лихового, который раньше был генеральным директором Шевченковского заповедника в Каневе. О новом «рулевом» Минкульттуризма известно немного. Например, что закончил Одесский политехнический институт и является инженером-электомехаником... Директором Каневского заповедника Игорь Лиховой стал в 32 года (самым молодым руководителем в истории этого заповедника). Музейным фондом Лиховой руководил 15 лет. Есть довольно противоречивая информация об увольнении Игоря Дмитриевича с должности руководителя заповедника. Это произошло в прошлом году, в конце января. Как сообщал телеканал «К-1», по одной версии — уволили без каких-либо предупреждений, выговоров или замечаний. Другая версия — Лиховой не сотрудничал с местными властями, и уровень работы коллектива снизился... По решению суда Игоря Дмитриевича восстановили в должности...
О своих приоритетах в работе министра И. Лиховой сказал, обращаясь к работникам Минкульттуризма — это сохранение украинского наследия, дальнейшее приближение культурного продукта к туризму, обеспечение эффективного сосуществования этих отраслей, — сообщила пресс-служба.
Когда «День» обратился к выдающимся деятелям культуры и искусства, чтобы они прокомментировали назначение нового министра, то многие люди отказались. Как правило они говорили: «Начнет работать — тогда увидим»... или вздыхали, потому что в кулуарах Минкульттуризма говорят, что Лиховой — «человек Билозир» и все будет как было...
Чего ожидать от нового руководителя министерства? Замена Билозир на Лихового — это хорошо? Мы предлагаем вашему вниманию несколько мнений. Конечно же, это первые впечатления. «День» намерен об изменениях в культурной политике регулярно информировать своих читателей.
Дмитрий ОСТАПЕНКО, экс-министр культуры, сегодня Гендиректор Национальной филармонии:
— Я могу пожелать господину Лиховому стойкости, мужества, энергии. Думаю, что эти качества у него есть. У него есть опыт практической работы — все же возглавлял Национальный Шевченковский музей, который знают во всем мире. А то, что Игорь Дмитриевич по профессии инженер (закончил Одесский политехнический институт), то ничего страшного я в этом не вижу. Важно хочет ли и может ли человек работать. Можно вспомнить бывшего министра культуры Бабийчука. Он 15 лет руководил Минкультом и постепенно действительно стал министром. Благодаря ему много хороших дел было сделано. В то время о нем было много разговоров (Бабийчук вообще был проходчиком на железной дороге)... Хотя желательно, чтобы министр культуры глубоко знал проблемы отрасли, терминологию... Поэтому я могу на данном этапе пожелать господину Лиховому как можно скорее решить проблемы Министерства культуры и туризма. Сложилось так, что, в основном, акцентируется внимание на происходящем сегодня на улицах — концертах на Майдане, разнообразных попсовых мероприятиях, а до академического искусства руки все не доходят.
Александра ХРЕБТОВА, драматург, кинорежиссер:
— По моему мнению, никакие средства и никакие отдельные персоналии не помогут, пока не будет нормальных законов о культуре. А так у нас министр культуры — это мальчик (или девочка) для битья. «Девочку» уже побили — сейчас очередь «мальчика»?
Евгений КАРАСЬ, руководитель галереи «Ателье Карася»:
— Первое: ставить директора музея — очень непредусмотрительно. Его взяли со среды, в которой нет никакой осмысленной культурной жизни. Неужели не могли найти кого-то из мощного культурного центра, наподобие Одессы или Львова? Второе: министр должен иметь политическую волю для модернизации культуры, для того, чтобы делать непопулярные шаги. А нам предлагают культуру номенклатурной среды. А самое главное — как это делалось: непрофессионально. Эти собрания якобы творческой элиты у Президента перед назначением... Это свидетельствует, что власть в сфере культуры до сих пор пользуется подходами 1960— 1970 годов; более того, демонстрирует это регулярно. Такое впечатление, что наши власть имущие вообще не понимают, что происходит вокруг.