Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лаборатория бессребреников

В Киеве открылся IX Международный форум музыки молодых
18 апреля, 2005 - 21:03
ОЛЕСЯ РОСТОВСКАЯ СО СВОИМ ТЕРМЕНВОКСОМ / ФОТО ПРЕСС-КИТ

Весна — как раз время для музыки и молодости. Соответственно, в столице уже без малого десятилетие существует Форум музыки молодых. Мероприятие не слишком известное за пределами композиторской, исполнительской, консерваторской среды — к примеру, на фоне проходящего параллельно фестиваля имени Горовица. И это несправедливо. Поскольку таланты рождаются и взрослеют не только в виртуозной погоне за авторитетами прошлого, но и в выработке свежих идей, в лабораторной работе, идеальной именно для новых решений. Собственно, Форум музыки молодых такой лабораторией и является. Директор фестиваля, Сергей Пилютиков, подчеркивает, что организаторы не просто позволяют, а рекомендуют проводить наиболее смелые эксперименты участникам акции. Всячески приветствуются «здоровый авангардизм» и свобода творчества. Одним словом, вполне революционные установки, в отечественной академической среде невероятно редки.

Однако, похоже, кроме бодрости духа, Форум от перемен в стране ничего не получил. На пресс-конференции открытия Пилютиков, резонно заметив, что революция была культурной, ситуацию с Форумом охарактеризовал как парадоксальную и страшную. По его словам, фестиваль — чуть ли не единственный в стране, который проводится полностью в долг, вплоть до того, что вопрос стоял так: открыть и сразу закрыть. А ведь во всем мире академическая музыка находится полностью на попечении государства, — такое это затратное занятие. Причем, на самом верху, у руководства министерств культуры и молодежи и спорта есть положительные намерения, а вот среднее звено не срабатывает. Иными словами — жалует царь, да не жалует псарь. Но это уже что-то до боли знакомое, из глубоко дореволюционной практики: наверху самые теплые слова и благие намерения, а «в среднем звене» — ад бюрократии…

Так или иначе, Форум все же открылся и проходит. География впечатляющая: представлены произведения композиторов из 17-ти стран, в том числе Австрии, Аргентины, Великобритании, Италии, Нидерландов, США, Германии, Франции, Швеции, Японии и даже неслыханного ранее Эквадора. При этом Девятый форум отличается чрезвычайным количеством мировых и всеукраинских премьер: из 130 произведений значительная часть прозвучит впервые. Важно также и то, что современную академическую музыку будут играть те, кто ей адекватен, кто понимает специфику ее исполнения. Несколько концертов уже состоялись. Первой была подборка произведений для саксофона в исполнении киевского «Арт Сакс Квартета». На официальном концерте открытия «Музыка III тысячелетия» ансамбль солистов «Киевская камерата» сыграл опусы украинских сочинителей — Золтана Алмаши, Любавы Сидоренко, Евгения Оркина, Сергея Пилютикова. Внимание привлекли концерт «Американская музыка ХХ века» в исполнении ансамбля современной музыки «Форум» и выступление львовского квартета флейт «ШОНИкоЗАРЕНко». Но настоящим началом, одним из главных событий Форума именно как лаборатории экспериментов стал проект мультимедийных жанров современной электронной музыки «Эм-Визия».

Композиторская электронная музыка берет исток еще в начале ХХ века: как только артисты поняли, что электричество можно применять для создания сколь угодно сложных звуковых сочетаний. А начиная с 1950-х годов, электроника стала неотъемлемой частью академического искусства. У нас, к сожалению, электричество узурпировано эстрадой, и ни о какой иной альтернативе даже речи не идет. Потому понятно, насколько важны подобные проекты.

«Эм-Визию» стремились сделать максимально интересной, поэтому собрали достаточно разнородных исполнителей. Студенты Национальной музыкальной академии упражнялись в обработке конкретных звуков и прочем звуковом радикализме. Иногда получалось довольно забавно: как, например, у Екатерины Оленич, в основу опуса «15-05» положившей бытовые звуки ее комнаты в общежитии. Иногда же предпринималась свирепая звуковая атака на уши аудитории, уместная скорее в интерьерах ночного клуба, а не в камерном пространстве Центра имени Леся Курбаса, — как это вышло в «Диалоге» дуэта Андрей Кириченко+Котра. Несомненной приманкой для ценителей стало завершающее концерт выступление россиянки Олеси Ростовской, освоившей игру на диковинном электроинструменте — терменвоксе. Музыкант играла и собственные композиции, и классику — «Лебедя» Камила Сен-Санса, и современный российский авангард. Выступление выглядело во многом занятным и познавательным, но, как представляется, самой исполнительнице не хватало раскрепощенности, что ли, ведь терменвокс — инструмент с довольно ярким звуковым темпераментом, похожий в чем-то на музыкальную пилу, и филармоническая сосредоточенность ему не очень идет.

Более целостно звучали и выглядели сочинения организатора проекта, неутомимой пропагандистки электроакустики в Украине — Аллы Загайкевич. Она представила довольно изящную пьесу «Laborintus-Exitus» (партия кларнета — Виталий Альфавицкий) и радикальную, даже в чем- то злободневную инсталляцию «Пори року на Майданi»: электронный аккомпанемент — Загайкевич, стихи Юрия Андруховича — в исполнении автора, видео — Оксана Плисюк. Мрачноватая экспрессия музыки хорошо сочеталась с мизантропией строк Андруховича; видеоряд летнего, зимнего, осеннего, ремонтируемого, праздничного, официального либо пьяного Майдана завершал впечатление. Какие бы задачи ни ставила автор, выглядело это, конечно, как своего рода фильм о предпосылках революции: о тупике, который зримо опускался на Майдан, на столицу и на страну последние несколько лет перед ноябрем прошлого года…

Безусловной вершиной проекта, а также одним из главных свершений нынешнего форума стала, конечно, премьера работы Святослава Лунева «Меланхолия». Литературная основа произведения — элегия Иосифа Бродского, посвященная великому английскому поэту Джону Донну, — начитана самим композитором. Изображение скомпоновано режиссером Игорем Малаховым (документальный фильм «Своя доля. Сон») из фотографий, сделанных Луневым в метро и на улицах Москвы, гравюр Дюрера. Главная составляющая, конечно, — музыка. Ее соответствие ритмике элегии Бродского (композитор начитывает ее негромко, ровно, вдумчиво) — идеально. Усилиями Лунева на пересечении мира звуков и мира стихов развертывается неохватный, как звездное небо, как зимняя ночь, простор — бездонный, беспредельный простор высокой меланхолии. Слушатель, по сути, входит в медитативное состояние: оказывается в середине сновидения Вселенной, столь точно и тонко описанного Бродским. Сновидения, в котором погружены в забытье рай и ад, бог и дьявол, ангелы не отвечают на вопросы, в котором поэт говорит со своею неусыпной душой, — и фотообразы ночной суеты города, постепенно перерастающие в апокалиптические линии Дюрера, — дают этой грезе достойной обрамление.

Впереди на Форуме еще несколько интересных событий: вечер старинной музыки и танца, изысканная программа фортепианной музыки ХХ столетия, подготовленная Евгением Громовым, «Музыкальные памфлеты» прошлого и позапрошлого веков, выступления ансамбля новой музыки «Рикошет» и чешского ансамбля импровизационной музыки «Marijan». А также — творческие мастерские, мастер-классы, семинары. Все эти акции можно увидеть и услышать в Доме ученых и Малом зале Музыкальной академии (Консерватории). Лаборатория открыта, работает и удивляет — несмотря ни на что.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ