Стержнем фестиваля «Молодость», как и любого серьезного кинофорума, является конкурсная программа, определяющая лидеров современного кинопотока и его тенденции. Но чем серьезней смотр, стержень этот, как хорошая новогодняя ель, пушится сопутствующими программами, которые помимо ретроспектив, обращенных в прошлое, спецпоказов, демонстрирующих поиски нового языка, новых форм и новых направлений, и показов лучших кинолент мирового кинематографа, выходит за рамки собственно кино к сопредельным искусствам. Выставки фоторабот уж не первый год являются полноправными участниками культурной программы фестиваля «Молодость». Ярким событием 36-го МКФ стала выставка фотохудожницы из Франции Марины Балангиен. Ее работы уже давно популярны в Европе и России, а Украина открыла их для себя вчера во вновь выстроенной галерее кинотеатра «Жовтень», которая носит название «Стоп-кадр». Каждый желающий может познакомиться с чарующе изысканными работами г- жи Балангиен на протяжении недели фестивального марафона.
Большую часть экспозиции составляют замечательные портреты актеров и режиссеров российского кино. Каждый из них приоткрывает неведомые доселе зрителю характеры героев — Олега Янковского и Вадима Абдрашитова, Алены Гребенщиковой, Валерия Рубинчика и многих других. Часто эти характерные черточки даны через общение человека с любимыми животными или вещами.
У этой части выставки своя предыстория — дружба Марины Балангиен с устроителями фестиваля-семинара «Встречи с российским кино», который в этом году прошел в Лиможе уже в 15-й раз.
— Фестиваль своим началом и долголетием, — говорит вице- президент Федерации киноклубов России, автор проекта Лариса Островская, — обязан господину Бернару Дюру — директору Центра культуры города Брив, обладающему высокой киноэрудицией и вкусом. Он был, может быть, первым во Франции, кто безоговорочно и сразу восхитился кинематографом Александра Сокурова и был первым прокатчиком его фильма «Спаси и сохрани».
Концепция фестиваля — показать французскому зрителю лучшие образцы отечественного кино, которое не ограничено рамками России. Поэтому исполнительный продюсер Лиможского киносмотра, руководитель продюсерского центра «Хорошо продакшн» Наталья Иванова и директор винницкого издательства «Глобус-Пресс» Тамара Трубникова вместе с Ларисой Островской включают в программу и работы украинских кинематографистов. Среди авторских ретроспектив Вадима Абдрашитова и Владимира Мотыля, Петра и Валерия Тодоровских, Александра Сокурова и Ивана Дыховичного в разные годы были представлены работы Романа Балаяна и Киры Муратовой, украинская анимация и документальные циклы киностудии «Контакт», рожденной и много лет руководимой Ларисой Роднянской.
Но вернемся на выставку. Помимо портретов кинодеятелей, которые украсили каталог юбилейного ХV фестиваля в Лиможе, Арина Балангиен представила на ней работы еще двух циклов — «Бабочки» и «Машины». В оригинале это громадные полотна. Первые выполнены на холсте, вторые — на металле. В «Бабочках» женские образы возникают из причудливых сплетений раскрывающихся цветов и умопомрачительных мозаик, расцвечивающих крылья бабочек. Удивительная философия общности женской природы, весны и недолгого века порхающих бабочек. А глаза машин — фары — одухотворяются лицами их пассажиров, а может быть, гордых владельцев.
И все-таки, выставку лучше смотреть, а не читать о ней. Загляните в галерею «Стоп-кадр», идя в кино, вдохновитесь сами увиденным. И помните, что в галерее кинотеатра «Жовтень» всегда будут интересные экспозиции.