Многие забыли, что второй по длине рекой столицы после Днепра является Лыбидь. Протяженностью 19 километров, сегодня этот водоем оказался в ужасном состоянии: на его берегах расположены десятки предприятий, которые не имеют очистительных сооружений и все свои отходы сбрасывают в реку, часть прибрежных зон находится в аварийном состоянии, а уровень загрязненности воды превысил критические пределы. Экологи уверены, что все это произошло из-за недобросовестного использования водоема, ведь сюда в течение многих лет стекали дождевые воды со всех улиц города и сбрасывались отходы предприятий...
Сейчас столичные власти планируют восстановить Лыбидь — уже разрабатывается проект ее реконструкции. Но когда именно киевляне увидят обновленную реку — неизвестно. Все зависит от финансирования со стороны Киевсовета.
— Реконструкция реки Лыбидь — одна из самых болезненных проблем Киева, которая не решалась в течение многих лет, — заметил директор Государственного коммунального предприятия по охране, содержанию и эксплуатации внутренних водоемов Киева «Плесо» Игорь Смыкун. — Конструкции, расположенные на реке, со временем разрушаются, но на это никто не обращал внимания и не заботился о том, чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии. Из-за этого на некоторых участках реки состояние этих сооружений стало критическим — часть опорных стен может упасть прямо в водоем и перегородить его поток. Поэтому сейчас нужно подойти к решению этой проблемы со всей серьезностью.
По словам Игоря Смыкуна, в первую очередь нужно очистить русло Лыбиди, дождевую канализацию, стоки которой впадают непосредственно в реку, и установить на водоеме новые очистительные сооружения. Также планируется создать на берегах реки парковые зоны — на расстоянии 25 метров по обе стороны от русла. За счет этого в Киеве появится более 10 гектаров зеленой зоны, что очень важно при дефиците чистого воздуха в столице.
При этом эксперты отмечают: созданию парковой зоны может помешать разрешение закрыть в бетонный коллектор несколько участков реки и освободить прибрежную зону для других целей, в частности, для строительства железнодорожного шоссе. Против этого сейчас выступает экологическая комиссия Киевсовета, требуя повторно рассмотреть детальный план территории в пределах улиц Ильи Эренбурга, Короленковской, Байковой, Боженко, на территории которых и планируют построить железную дорогу. Как отметил господин Смыкун, появление железнодорожных путей закроет русло реки, и тогда о создании прибрежной зеленой зоны можно забыть.
Если восстановлению реки ничто не будет мешать (надеемся, что так и будет), то до конца года специалисты укрепят речные берега в аварийных участках, а потом начнут восстановительные работы.
КОММЕНТАРИЙ
«Кто будет нести ответственность за уничтожение водных объектов в Киеве за предыдущий период?»
Татьяна ТИМОЧКО, первый заместитель председателя Всеукраинской экологической лиги:
— Намерения возродить реку Лыбидь могут быть оценены только как позитивные. В течение многих лет Лыбидь уничтожали под различными предлогами: вследствие строительства и загрязнения значительную часть реки загнали в канал. Это происходило в рамках реализации определенных планов городского хозяйства, во что также вкладывались значительные средства. Конечно, наша организация одобрительно воспринимает процесс восстановления Лыбиди, но если вспомнить, что из-за подобного восстановления с карты Киева исчезла речка Почайна, вследствие строительства на Оболонском массиве, это вызывает обеспокоенность. Ведь сейчас вместо Почайны осталась сеть озер, которые находятся в очень плохом состоянии. Теперь опять же из государственного бюджета будут вкладываться средства в оздоровление речек, но кто будет нести ответственность за уничтожение водных объектов в Киеве за прошедший период? У нас заведено сначала уничтожить что-то, потом его возобновить и заработать на этом неплохие деньги. Теперь опять появляется прекрасный случай для отмывания денег, которые будут выделены на очистку русла и каналов Лыбиди. На самом деле должна существовать общая система оздоровления водных ресурсов Киева, которую должны представить на рассмотрение общественности и ученых. Такой программы пока нет, поэтому любые эпизодические меры относительно оздоровления водных объектов не дают гарантий, что оздоровление реки Лыбидь действительно приведет к ее восстановлению, а не будет очередным закапыванием денег в землю. Однако вернуть реке ее первоначальный вид вполне возможно. Это уже сделали наши европейские коллеги, очистив Дунай, который еще 30 лет назад был сточной канавой Европы. То же можно сказать и о реке Рур в Германии. Когда европейцы поняли, что нельзя жить возле сточной канавы вместо речки, они потратили миллионы долларов, чтобы вернуть водным артериям прежнее лицо. То же самое нужно сделать и нам.