Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Магдебургское право и Локачи

На Волыни говорили об «источнике и фундаменте», на котором осуществлялось городское самоуправление. И что из этого наследия актуально по сей день
25 октября, 2021 - 14:55

Как развивался родной городок? Уроки истории исследовали участники научной конференции в опорном учреждении общего среднего образования «Локачинский лицей».
    Магдебургское право Локачи получили 410 лет назад. Как сообщила директор лицея Оксана Сахарчук, научная конференция называлась «Магдебургское право в истории родного города». Экспертами пригласили почетных гостей - Богдана Бернадского, выпускника Локачинской школы, ныне доктора юридических наук, доцента, который работает в Киеве, и Марьяну Мыць, кандидата исторических наук, старшего преподавателя кафедры теории и методики преподавания школьных предметов Волынского института последипломного педагогического образования.

«Ученые интересно и доступно рассказали старшеклассникам о влиянии Магдебургского права на развитие местного самоуправления, ремесел и торговли. Интересно было узнать, что после получения в 1611 году Магдебургского права в городе Локачи активно развиваются ремесла, появляется цех золотарей, а также изготавливают оружие - пушки. Жители начали чувствовать себя более защищенными, ведь право устанавливало порядок выборов и функции органов городского самоуправления, суда, определяло наказание за различные виды преступлений и тому подобное. Результатами исследования влияния Люблинской унии на распространение Магдебургского права поделилась Виктория Дудик, ученица 10 класса ОЗЗСО (учитель Боць А.П.), – рассказывает Оксана Сахарчук и продолжает: – после конференции на территории лицея в знак уважения к традициям ярмарок, которые были введены в Локачах после получения Магдебургского права, проведена крафтовая ярмарка. Ярмарка собрала талантливых мастеров и мастериц Локачинской громады - родителей, родных школьников, людей, для которых ремесло, занятие не только хобби, вид заработка, но и дело всей жизни. А дело, в которое вкладывается труд, талант, любовь, ценилось и во времена получения городком Локачи Магдебургского права, достойно уважения и сейчас!»

Марьяна Мыць, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания школьных предметов Волынского института последипломного педагогического образования:

- Существует мнение, что школа всегда похожа на своего директора, так как от его профессионализма, готовности к изменениям, творческого подхода к делу зависит судьба не только учебного заведения, но и образовательных реформ в целом. Среди педагогов Волыни давно известно, что креативности ОЗЗСО «Локачинский лицей» хватает. Заведение, которое возглавляет Оксана Сахарчук, при каждой встрече приятно удивляет новизной и инновационным подходом к обучению и воспитанию школьников. А этой Локачинской традиции новизны и эволюции уже много лет, традиции, которую можно вести с 1611 года, когда городу Локачи предоставлено Магдебургское право. А именно: 3 ноября 1611 года в Варшаве издана «Привилегия на право Магдебургское Локачам», как отмечалось - городу дидычному. Этот документ вместе с локационными документами творил фундамент, на котором осуществлялось городское самоуправление. Событие - чрезвычайно актуальное для нынешней Украины, опыт - необходимый для изучения нынешними не только учениками или студентами, но и членами правительства и политиками.

Продолжили конференцию экскурсией по краеведческому музею лицея. Ну, а под конец нашей встречи - крафтовая ярмарка. Ярмарка, которая состоялась во дворе школы, собрала лучших локачинских крафтовиков. Получила много положительных эмоций от детей, которые представили как свои изделия, так и совместный с родителями или родственниками продукт, пели, декламировали и улыбались друг другу. Спасибо директору Локачинского лицея Оксане Ярославовне Сахарчук за приглашение и организацию действа, которое бесспорно станет замечательной традицией или продолжением славных исторических традиций.

Доктор юридических наук, доцент Богдан БЕРНАДСКИЙ поделился своими соображениями о значении и условиях, в которых Локачи получали Магдебургское право:

- Это был период, когда многим волостным городам было предоставлено Магдебургское право. Локачи его получили в 1611 году. Собственно, упомянутое право вместе с локационными привилегиями и локационными документами творили тот источник и тот фундамент, на котором осуществлялось городское самоуправление. Источниками Магдебургского права были так называемые «Зеркало саксонское» и «Городское право».

Введение Магдебургского права в городах Украины исследователи оценивали по-разному. Ряд историков придерживались мнения, что оно было вредным, другие в целом положительно оценивали его, утверждая, что оно в той или иной степени способствовало развитию городов.

Впрочем, Магдебургское право давало горожанам возможность выбирать или менять свою профессию, создавало им правовую базу для торгово-ремесленных занятий. Другой вопрос - насколько жители могли воспользоваться этими правами. Как бы то ни было, но Магдебургское право благоприятно влияло на формирование профессиональной структуры городской громады.

Существенное влияние на формирование и последующую судьбу городского самоуправления имел владелец городского поселения (для частнособственнических городов), а также староста или державец (для городов великокняжеских). Традиционно считается, что владельцы городов были их полноправными хозяевами, и это, конечно, правильно, однако необходимо помнить, что степень городского самоуправления значительным образом зависела и от самой громады - ее силы, сплоченности, наконец, умения ладить с владельцем города. Королевские города вряд ли были в лучшем положении, постоянно испытывая давление со стороны старост.

Выражать и защищать гражданские интересы мещанства должны были совет и лава, во главе последней из которых (а фактически обоих) стоял войт. Реально же войт прежде всего был выразителем воли магната-владельца или старосты. Институт войтовства был центральным в системе городского самоуправления. Традиционная фраза из локационной привилегии звучала так: «право майдеборское надаєм, которое через войтов, бурмистров, радец й іних урядников... за сею вольностью й листом нашим в том мєстє установленннх, во всем порядкє справовано й державо будєт». Войта, как правило, назначал владелец городского поселения. Прослеживается четкая тенденция предоставления войтовства в «доживотное» пользование, а «дидычные» войтовства владельцы городов пытались выкупить 1. Должность приносила большие прибыли, поэтому ее старалась занимать шляхта, законодательно закрепив это право за собой. Однако работать шляхтичи не хотели, поэтому эту должность они сдавали в аренду.

Свою основную функцию - судебную, войт осуществлял с помощью контролируемой им лавы. Главным административным органом была Рада. Часто она кооптировала своих членов из числа лавочников. Функции этих органов часто смешивались. Вместе они делали то, что называлось «правительством» города.

Состав Рады избирался по-разному. Райцев выбирали мещане. А уж те, после избрания, давали присягу на верность владельцу (старосте). В состав Рады входило обычно четыре человека. Выборы райцев и лавочников проходили ежегодно. Таким образом осуществлялось в XVII в. управление и Локачами.

Несколько слов относительно уровня личной свободы мещанина. Когда он хотел уйти из города, платил отступной. Когда же уходил самовольно, владелец добивался его возвращения. Собственность мещанина, прежде всего земельный участок, в том числе тот, на которой стоял дом, принадлежала владельцу. Платились различные повинности: денежный оброк, натуральные дани, различные одноразовые повинности, частично панщина.

Из земельного надела и усадеб локачане платили чинш. Кроме того, были и натуральные дани. Самой тяжелой повинностью была подводная. Привлекались горожане и к другим работам. Они вынуждены были возить хворост, содержать мосты, выполняли военные и оборонные обязанности. Городскую панщину, конечно, нельзя сравнивать с сельской, но все же это была форма феодальной эксплуатации. Несмотря на наличие Магдебургского права, городское самоуправление в Речи Посполитой было значительно слабее, чем в Европе.

Причина слабости городского самоуправления заключалась в том, что оно не было завоевано мещанами, а предоставлено владельцем. Кроме того, следует учитывать и экономическую слабость города.

Поэтому ответ о пользе или вреде Магдебургского права является неоднозначным. С одной стороны - получение этого права способствовало развитию городов, а с другой - полонизации края, потому что в таких городах в соответствии с Люблинской унией вводилась официальная польская речь. В города с Магдебургским правом усиливался приток польских и немецких колонистов. Так было и в Локачах 2. Увеличилось количество евреев, верхушке которых римско-католическое духовенство и шляхта помогали прибрать к рукам торговлю и промыслы, вытесняя таким способом украинских мещан. Бывали такие случаи, когда под контролем арендаторов-евреев находились даже православные церкви 3.

Пребывание Локачей в составе Речи Посполитой мы не можем оценить однозначно. Прежде всего этот период (до Хмельниччины) характеризуется их экономическим развитием. Однако наряду с этим росли повинности локачан. Самыми организованными были ремесленники. Они объединялись в цеха, торговцы – в корпорации, и боролись за свои права.

Люблинская уния 1569 года, объединившая Литву и Польшу в единое государство, способствовала сближению польских, литовских и украинских феодалов. Усилился социальный гнет. Развивались фильварковое хозяйство и товарно-денежные отношения. Юридически завершил закрепощение крестьян Литовский статут 1588 года. Власть феодалов стала неограниченной. Феодал имел право не только казнить своего крепостного, но и передавать это право арендаторам. Речь Посполитая была раем для магнатов, здесь в целом комфортно жилось шляхте и невыносимой была жизнь украинских, польских и литовских посполитых.

В Украине социально-экономический гнет дополнялся национально-религиозным. Прежде всего религиозным. Велось активно окатоличивание. В то время в Украине сложилась такая ситуация, когда исповедание той или иной религии стало считаться признаком национальной идентичности. Русьский должен был быть православным. Поэтому притеснения православия расценивались как национальные. Хотя признаки языковой дискриминации в это время нам не известны.

Прежде всего, начала окатоличиваться русьская и литовская шляхта. Изменение вероисповедания стало привычным явлением в условиях, когда образованная часть общества искала себя. Так, Александра Заславская выбрала арианство, а ее сын Александр - латинство.

Даже известный православный деятель Василий Загоровский, которого некоторые исследователи считают локачанином (здесь действительно были его владения), в своем знаменитом завете советовал отдать детей на обучение в иезуитский колледж. Так что православный шляхтич не считал чем-то предосудительным обучать детей у иезуитов. Последние славились высоким учебным уровнем своих школ и внешней конфессиональной лояльностью.

Не такой умеренной была королевская власть, которая оказывала католикам различные льготы, склоняя таким образом к изменению вероисповедания. Наступление католицизма сопровождалось усилением монастырского землевладения. Особенно мощным в наших краях был Затурцивский монастырь, который в 1640 году имел фольварки в Затурцах, Роговичах, Твориничах, Шельвове 4. А в завете Яна Кореневского за тот же год упоминается и Локачинский католический монастырь 5. Известный же Загоровский монастырь наконец стал униатским.

Идеологическая борьба осложнялась наступлением реформации. Из реформационных течений в Волынском воеводстве распространялось социнианство. В связи с перемещением социнианской интеллектуальной группы в Кисилин наш край в тридцатых годах 17 века стал центром этой религиозной группы во всей Речи Посполитой.

Кстати, П.Кралюк убедительно доказывает, что известный деятель украинской культуры, архимандрит Киево-Печерской лавры И.Гизель, первые шаги в своей научной карьере делал именно как ученый-протестант, в 20-е годы ХVII века преподавая в Кисилине и публикуясь во Франкфурте-на-Майне.


1 Заяць Андрій. Вказ. твір. — С. 145.

2 Киричук Михайло. Волинь — земля Українська. — Луцьк: Надстир’я, 1997. — С. 225.

3 Бернадський Б. В. Локачі під владою Литви і Польщі // Педагогічний орієнтир. — 2004. — №4. — С. 68.

4 Горін С. Монастирі Західної Волині. — Львів: Український католицький університет, 2008. — С. 276.

5 ЦДІА в м. Києві. — Ф. 28. — Оп. 1. — Дов. 86. — А. 1086 зв.

Наталія МАЛІМОН, «День», Луцьк
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ