Настоящей сенсацией нынешнего вручения Премии имени Казимира Малевича стал приезд в Киев прямого потомка семьи Малевича, внучатой племянницы художника Ивонны Малевич. Она поделилась некоторыми интересными фактами из жизни своего выдающегося предка. В частности, немногим известно, что Казимир Малевич писал стихотворения. Первое найденное стихотворение датируется 1906 годом. Интересно, что больше всего в его архиве именно гражданской лирики. По словам Ивонны Малевич, которая занимается популяризацией наследства отца супрематизма, на Голодомор 30-х годов ХХ века Малевич отреагировал не только «Второй крестьянской серией» (о чем «День» писал в № 217-218 от 26 ноября этого года), но и поэзией. Кроме того, именно в это время Казимир Малевич возвращается в Киев, чтобы навестить свою сестру Викторию, а также, со слов И. Малевич, «чтобы вылечить украинских художников от реализма». К сожалению, подробнее о поэтической реакции Малевича на Голодомор нам узнать не удалось. Впрочем, известно, что в настоящее время Ивонна сотрудничает с одним из немецких музеев, а также с рядом польских исследователей, чтобы за год издать альбом, на страницах которого будет напечатана поэзия Малевича рядом с его живописными работами. И уже после издания книги можно будет говорить о переводе и, соответственно, появлении на украинских книжных полках поэзии Малевича на украинском языке.
— Основание Художественной премии имени Казимира Малевича именно в Киеве наиболее уместно, — говорит Ивонна. — Ведь с Киевом связано немало событий в жизни художника, прежде всего, именно здесь он родился. Я была счастлива приехать в этот город и пройтись по тротуару, которым ходил когда-то отец супрематизма.
Что касается самой премии, то она вместе с вознаграждением в 13 тысяч евро и правом трехмесячной резиденции в польском Центре современного искусства «Уяздовский замок» досталась херсонскому художнику Стасу Волязловскому — графику, видео- и фотохудожнику, автору арт-объектов. Стиль, в котором творит художник, сам он называет шансон-артом, «что, конечно, является иронией и самоиронией. Самоироническое отношение к действительности (здесь и политика, и традиционное искусство, и масс-медиа, и быт) отличает его творчество. Автор получает настоящее наслаждение, акцентируя дистанцию между собственным творчеством и «народническим» привкусом культурного официоза».
На получение премии Стаса Волязловского выдвинул Херсонский городской центр молодежных инициатив «Тотем», а победителем избрало польско-украинское жюри в составе Ярослава Годуна (директор Польского института в Киеве), Наталии Жеваго (основателя фонда «Культурный проект»), Фабио Кавалуччи (директора ЦСИ «Уяздовский замок»), Алевтины Кахидзе (лауреата премии Малевича-2008), Анны Лазарь (заместителя директора Польского института в Киеве), Олеси Островской (куратора, председателя правления Фонда ЦСИ), Моники Шевчик (директора галереи «Арсенал» в Бялыстоке).
— Именно в Херсоне жива традиция украинского футуризма, — объясняет директор Центра молодежных инициатив «Тотем» Елена АФАНАСЬЕВА. — Братья Бурлюки, Михаил Ларионов, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский — все они, если помните, начинали в Херсоне. Именно поэтому небольшой фестиваль современного искусства, который мы учредили, называется «Terra Futura».
Кстати, «Тотем» поддерживает не только сontemporary-проекты, но и опекается судьбой творческого наследия украинских художников-наивистов.
Напомним, что основание Художественной премии имени Казимира Малевича в 2008 году инициировал Польский институт в Киеве по случаю 130-летия со дня рождения художника. Этой премией один раз в два года награждают молодых украинских художников. В этом году финалистами Художественной премии стали художники из Коломыи, Киева и Херсона.