Этой экспозицией музей начинает новый проект «Відлуння», в рамках которого будут освещать диалоги культур, преемственность традиций и, что очень важно сегодня, осмысление прошлого. В рамках данного проекта «МАМАИ» — это первая попытка показать, как одно из самых ярких явлений барокковой культуры — народная картина «Казак Мамай» — звучит в творчестве современных украинских художников. На выставке представлены работы двадцати двух художников, а также научные историко-литературные труды современных авторов.
У каждого исследователя своя трактовка образа казака из легенды: как ностальгию за прошлым (Платон Белецкий), как думу украинского народа о своей сущности (Елена Апанович), как закодированный в образной форме архетип «воина солнечного божества» (Александр Найден), как символ, который хранит историческую память народа, утверждает идеалы мирного стража своей земли, мужественного, устремленного и мечтательно-задумчивого (Станислав Бушак).
Так же и художники чувствуют и изображают Казака Мамая по-разному — мужественного аскета (Феодосий Гуменюк), печального пророка (Валерий Франчук), космического Солнцедара (Владимир Гарбуз), утонченного певца-характерника (Галина Севрук), змееборца (Александр Мельник), невидимого поэта с птицей (Любовь Миненко), нежного мечтателя с ангелами (Владимир Таран). Голос культур сквозь тысячелетия звучит в работе Леонида Гопанчука в изображении особенных «мамаев» — каменных статуй в извечной степи; на картине Василия Копайгоренко эти символические явления искусства объединены: казак Мамай поет каменному Мамаю.
Поэтому закономерно, что казак Мамай стал самым значительным неформальным символом украинского народа: в условиях безгосударствености он заменил символы официальные — флаг и герб. Его изображения размещали в сельских хатах рядом с иконами. На офорте Тараса Шевченко «Дары в Чигирине» видим казака Мамая в интерьере резиденции Богдана Хмельницкого. Георгий Нарбут, который первым среди художников отметил высокую эстетичную ценность образа Мамая, изобразил его на гербе Украинской Народной Республики 1918 года. Колядники из Клуба творческой молодежи начала шестидесятых годов на Рождество вместе со звездой носили изображение казака Мамая. В советских тюрьмах к этому образу обращались Опанас Заливаха и Игорь Калинец. Во времена борьбы с «украинским национализмом» (конец 1960-х — нач. 1970-х гг.) Мамай как символ явился в росписях Аллы Горской, графике и керамике Галины Севрук.
Сегодня нам предоставлена возможность созерцать образ казака Мамая во всем разнообразии современного украинского искусства. Невзирая на всевозможные духовные наслоения, он органично входит в нашу жизнь, в который раз напоминая нам, украинцам, не забывать своих корней.
«МАМАИ» ожидают вас в залах музея до 28 августа.