Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Майданная чистка»

Можно ли решить проблему бомжей в городе
2 июня, 2006 - 19:53
КОНТРАСТЫ СТОЛИЧНОЙ «ТРУБЫ», КАК НАЗЫВАЮТ КИЕВЛЯНЕ ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД НА МАЙДАНЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Немногим меньше десяти лет назад очень удивлялась рассказам приятеля о Соединенных Штатах Америки: там, говорил он, очень много бомжей, они ведут себя очень нагло и, если возле тебя в метро присел вонючий бомж, ты не имеешь права отсесть, потому что будет большой скандал, а то и суд. Такого уровня демократии Украина, конечно, еще не достигла, но беспризорных, такое впечатление, становится все больше с каждым годом. Еще в 2004 году их было зарегистрировано в столице целых 14 тысяч, притом, что вообще этот народ не очень стремится сообщать властям о своем существовании. А власти, между прочим, решили с их существованием бороться — во всяком случае в центральной части Киева.

Так, на днях пресс-служба КГГА распространила информацию, что Киевская городская государственная администрация намеревается очистить майдан Независимости от бомжей и наркоманов. Столичный мэр Леонид Черновецкий поручил и.о. заместителя Киевгорадминистрации Ивану Салию, директору коммунальной корпорации «Киевавтодор» Владимиру Жукову и начальнику Главного управления транспорта Ивану Шпилевому в течение трех дней изучить проблему скопления большого количества бомжей и наркоманов на Майдане и в других местах города. Изучив проблему, чиновники должны будут подать Черновецкому предложения по ее решению.

Собственно, причины скопления лиц без определенного местожительства на Майдане понятны. Там тепло, светло, много людей, у которых можно выпросить денег, и много бутылок, которые после опустошения можно обменять на деньги. А вот как «очистить» Майдан от этих людей — это уже значительно более сложный вопрос. Единственный ответ, который напрашивается, — никак.

Согласно Европейской конвенции о правах человека, ратифицированной Украиной, все люди имеют право на свободное передвижение. Соответственно, имеют они и право сидеть на Майдане, неприятно пахнуть, просить деньги у прохожих... До того, как Конвенция была ратифицирована, методов борьбы с бомжами существовало немало. Их могла собрать милиция и вывезти за 101-й километр, могли и в КПЗ посадить — за тунеядство или нарушение общественного покоя своим видом... Сегодня же Украина, как цивилизованное европейское государство, права на такие мероприятия не имеет. Мы должны только создать для этих людей все условия существования вне улицы — приюты с едой, удобными кроватями, горячим душем. Этой зимой в Украине было наконец открыто несколько приютов — уже после того, как более тысячи людей замерзли во время морозов на улице. Но сейчас на улице тепло, и эти свободные от всех условностей граждане не хотят сидеть в специально созданных для них жилищах.

«Каждый вечер приходит на несколько человек меньше, — рассказывает директор Дома социальной опеки Николай Пиковый. — У нас есть еще примерно тридцать свободных мест. Зимой же все места были заняты. Мы сделали все возможное, чтобы забрать этих людей с улицы, как видите, они не хотят идти. Можно, конечно, издать закон, чтобы бомжей милиция разгоняла с Майдана, но это нарушение прав человека. Если же просто вывозить — они вернутся».

Поэтому единственный цивилизованный подход к разрешению проблемы беспризорных в городе особых плодов не принес. Да и не хватит места для 14 тысяч людей в приютах. Конечно, можно понять киевлян, которым не нравится ехать в метро и троллейбусах с неопрятными и вообще асоциальными людьми, от которых не знаешь, чего ожидать. И если представить, скажем, референдум по этому вопросу, то можно не сомневаться — киевляне бы проголосовали и за разгоны, и за вывоз... Но свобода есть свобода — не только с позитивами, но и с неудобствами.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ