Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мазепа: незаконченный проект?

17 января, 2004 - 00:00

В Киево-Могилянской академии прошла культурологическая акция «Мазепианство в современном культурном пространстве Украины».

Национальный университет «Киево-Могилянская академия» отрекомендовал кандидатуру заслуженного художника Украины Сергея Якутовича на получение Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко 2004 года за цикл работ, выполненных в 2000—2003 годах.

Огромная графическая серия «Мазепиана» Сергея Якутовича стала одной из центральных на выставке его произведений в Галерее искусств Национального университета «Киево-Могилянская академия». Она словно обобщила многолетние размышления художника над украинской и мировой историей, содержанием ее побед и потерь, блеска и отчаяния великой эпохи барокко в украинской культуре, которая стала для Украины временем национального взлета и «веком руины», на долгие века втянувшим ее в тупик колониальности. А перед тем в жизни художника было участие в создании одного из самых фантастических фильмов украинского кино — «Молитва за гетмана Мазепу» Юрия Ильенко. Именно благодаря участию Сергея Якутовича критики назвали этот фильм «нарисованным кино», подчеркивая огромную роль художника в его фантасмагорической образности.

Мазепа в сознании украинцев всегда занимал особое место. Он и сегодня остается фигурой легендарной, очерченной очень широким спектром характеристик, черт, качеств, в категориях часто полярных, «непримиримых». Кроме того, все вместе они создают «миф Мазепы», который в себе фокусирует целый мир самых широких взглядов на историю Украины, ее народ, его ментальность и т. п.

В течении нескольких веков личность Мазепы освещалась в художественных произведениях разных жанров, в творчестве мастеров разных национальностей, творческих школ и направлений. О нем писал Вольтер — в исследовании о Карле есть большая часть, посвященная Мазепе. Гюго создал большую поэму, имевшую серьезный резонанс в европейской литературе. У Байрона существует феноменальная поэма, после которой появилась лавина рефлексий в живописи: Делакруа, Жерико и другие. Великую литературу о Мазепе имеет Польша. Доступными стали и первоисточники в Украине.

Таким образом, на сегодня сложилось довольно широкое представление о Мазепе. Но его бытование остается слишком противоречивым и, фактически, недостаточным, учитывая место этой личности в сегодняшнем украинском мире, учитывая то, что сам он был и остается исключительно важным прецедентом реализации идеи украинского присутствия на карте европейской истории.

Творческой попыткой постичь те противоречия и была культурологическая акция «Мазепианство в современном культурном пространстве Украины», которая прошла в культурно- творческом центре НаУКМа при участии журнала «Кино-театр». Акция включала как выставку Якутовича, так и просмотр фильма Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу», а также выступления известных культурных деятелей, в частности, Вадима Скуративского, который назвал фильм Ильенко «самым парадоксальным» за всю историю мирового кино.

Оживленная дискуссия продолжалась и после просмотра фильма. Тональность и разноплановость выступлений еще раз доказали: феномен Мазепы еще и сейчас остается, так сказать, незаконченным проектом национальной истории. И акции наподобие той, которая прошла в Могилянке, — шаги к его завершению.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ