1 и 2 ноября Театр им. И. Франко представил на суд зрителей свою третью премьеру сезона — «Тартюф, или...», поставленную по комедии Жана-Батиста Мольера известным режиссером-экспериментатором Валентином Козьменко-Делинде.
Одна из парадоксальных пьес французского классика зажила своей новой сценической жизнью. Это театр в театре, забава, игры для взрослых, с холодным «душем» в финале. В спектакле есть довольно жесткие и шокирующие повороты постановки. Вместе с тем, Валентину Никитовичу удалось разбудить актерскую фантазию, дать поле для импровизации. Франковцы играют азартно, и этот кураж передается в зал. Интересным режиссерским ходом, показывающем многоликость натуры Тартюфа, стало исполнение этого персонажа двумя актерами. Мужское начало олицетворяет Алексей Богданович, а женское — Людмила Смородина. В одной из сцен они по очереди появляются и даже «озвучивают» один другого. А появление в финале бойцов «Беркута» в камуфляже и масках, профессионально заламывая руки Тартюфу-Лорану (Алексею Богдановичу), в сцене ареста, у многих зрителей вызвало холодок и мурашки по спине. Сразу напрашиваются параллели с недавним захватом террористами заложников в театральном центре во время мюзикла «Норд- Ост». Но, по словам режиссера, данная придумка никак не связана с московскими драматическими событиями. Тем более, что в Словакии, где живет и работает Козьменко-Делинде, уже несколько лет с успехом идет «Тартюф», в котором Валентин Никитович впервые применил этот сильный эмоциональный ход. Режиссер надеется, что зрители не станут упрекать его в актуальности, а воспримут развязку, как некий условный театральный прием.
— Ситуация вполне жизненна и типична, — считает режиссер. — Кто-то долго что-то готовит, а потом один человек, обладающий властью (по пьесе это Король), принимает решение и разрешает ситуацию. Появление не актеров, а настоящих спецназовцев внесло в игру реальность. Сказка окончилась, началась жизнь...
О том, как рождался спектакль и мольеровские персонажи, какими видят своих героев, рассказали актеры, исполняющие главные роли.
— Много лет назад я играла Эльмиру в мольеровском «Тартюфе» во Львовском театре им. М. Заньковецкой, — вспоминала Лариса Кадырова , — но то была костюмная постановка. И вот новая встреча, необычное прочтение классики. На этот раз у меня роль мадам Пернель. Версия Козьменко-Делинде необычна, начиная со сценографии и заканчивая трактовкой пьесы. Нет декораций. По периметру сцены висят французские шторы и лишь иногда двигается круглая ширма. Спрятаться негде: только ты и партнеры. Играть трудно, но интересно. Режиссер сумел создать удивительную творческую атмосферу, дав возможность импровизировать.
— Тартюф — провокатор, интриган, но, несмотря на эти качества, для меня это положительный образ, несущий позитивный заряд в сюжет спектакля, — сказал
Алексей Богданович . — Придя в семью Оргона, видя там полный развал, он старается домочадцев объединить. Делает это иезуитски, провоцируя и еще больше запутав ситуацию. И только когда каждый из героев получил собственную рану и значительную порцию неприятностей, семья нашла в себе силы объединиться против врага — Тартюфа.
В каждом человеке есть масса оттенков в характере, нельзя пользоваться только белой и черной красками. А женские и мужские черты, «фонограммный» перевертыш, придуманный режиссером, усиливает это ощущение: исчезаю я — появляется моя партнерша Людмила Смородина и наоборот. Я считаю, что Тартюф не демон и не злодей. Это человек и тень. Пьеса сложна, ее трудно трактовать. Зачем Тартюф пришел в семью Оргона? Только для банальной наживы? Нет! Ему это не интересно. Потому в финале он появляется в «лохмотьях», показывая, что от этого мира ему не нужны материальные ценности. Он живет интригуя, сам моделирует события, сам их провоцирует и сам находит решение для развязки.
— По замыслу режиссера Тартюф многолик: он и Лоран, и Лояль. Он и святоша, и грешник. Мой персонаж разный, — говорит Людмила Смородина. — Для себя я представляю, что Тартюф вместе со своим слугой попросту морочат голову не только всем домочадцам Оргона, но и самому хозяину. Их забавы то веселы, а то жестоки. Им нравится запутывать ситуацию, но при этом они хотят быть в центре событий.
— Действие пьесы начинается в нелегкий период, когда дом Оргона и Эльмиры вот-вот разрушится. Их семейная жизнь дала трещину. Неудовлетворенная жена ищет утешения, ласки, любви. Для ее семьи, если бы не было Тартюфа, то его стоило придумать, —уверена Полина Лазова . — Но я считаю, что некоторые сцены нам стоило бы смягчить. Надеюсь, что режиссер со мной согласится. Ведь в афише мы не пишем, что дети до 16 лет не допускаются. Мольера учат в школе, и на спектакль будут приходить молодые зрители.
— Моего персонажа Оргона жаль, что его обводят вокруг пальца, — сказал Богдан Бенюк . — Но, пережив стрессовую ситуацию, он станет жить иначе, наученный горьким опытом. Ведь пока жив человек, он обязан бороться. Каждое испытание нужно с честью вынести и сделать выводы на будущее, дабы впредь не повторять ошибок. Формулы выживания нет. Каждый сам ищет и находит путь из ситуации, в которую попадает.
Мольеровский «Тартюф» в трактовке Валентина Козьменко-Делинде — это спектакль о человеке, который может или подчиниться обману, или сам обмануть, чтобы достичь определенных целей. Кто жертва, а кто искуситель? Где грань, чтобы не переступить черту? Провоцируя зрителя, режиссер заставляет каждого прежде всего заглянуть в свою душу. @=> Начало на 2-й стр.