Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Молочные реки

Государство идет путем запретов
23 апреля, 2002 - 00:00

Похоже, новому министру предстоит, используя весь свой опыт, решать немало проблем. Его министерство уже пообещало на нынешний год урожай не ниже прошлогоднего. Однако некоторые факторы, в том числе не только гидрометеорологические, могут наложить на этот прогноз существенные минусы. В частности, об определенных сложностях в аграрной политике свидетельствует некоторое снижение объемов (на 14%) льготных кредитов, выделенных на сегодняшний день украинскими банками для сельхозпроизводителей. С начала года ими получено 1,2 млрд. грн., тогда как, по оценке специалистов, потребность агрохозяйств в кредитных ресурсах, необходимых для проведения весенне-полевых работ, составляет 2,8 млрд. грн. Дефицит доверия возник из-за того, что далеко не все хозяйства вернули кредиты, взятые в прошлом году.

И правительство, похоже, пытается изыскать дополнительные возможности для увеличения агровклада в ВВП страны. В частности, оно намерено до конца текущего года ввести новый стандарт, которым будет предусмотрена обязательная продажа молока в упаковке. По словам вице-премьер-министра Леонида Козаченко, новым стандартом будет запрещена продажа в розничной торговле молока в банках и цистернах, что будет содействовать соблюдению гигиенических норм и повышению качества молока, продаваемого в розницу.

Но только ли это заботит правительственных чиновников? По данным Госкомстата, в минувшем году на рынке, а также через собственные магазины, ларьки, палатки сельхозпроизводителей было реализовано 579,8 тысячи тонн молока и молочных продуктов, или же 20,9% объема продаж. Между тем, по данным Украгроконсалтинга и компании Тетра Пак, непереработанным в Украине осталось 52% молока. Таким образом дешевая неупакованная продукция составляла существенную конкуренцию известным брэндам, тратящим большие деньги на рекламу. А если бы облечь эту часть «добываемого» в стране молока (в прошлом году 13,4 млн. тонн) в промышленную упаковку, то, естественно, можно было бы существенно поднять и ВВП, и объем поступлений в государственную казну. Примерно так рассуждает чиновник, подстегиваемый перспективой дальнейшей концентрации капитала в переработке сельскохозяйственной продукции. Тем временем именно наличие на рынке сырого необработанного молока становится, по мнению специалистов, определенным препятствием и для роста цен на молоко в упаковке, и для расширения этого сегмента рынка. Понятно, что цивилизация уже высказалась в пользу упаковки. Назад пути нет. Вопрос заключается в том, следует ли государству опять идти по пути запретов и административных мер, напрягая при этом семейные бюджеты наименее защищенных слоев населения еще и на оплату упаковки и «убивая» бизнес непосредственных мелких производителей, для которых он является едва ли не единственным реальным источником существования? Кстати, и хозяйства покрупнее, ощущая острый недостаток оборотных средств, время от времени и сегодня идут на то, чтобы направить в город цистерну дешевого молока, нарушая таким образом уже давно появившийся запрет... Другое дело микроторговцы, на которых запреты вообще практически не действуют.

Одна из старушек, торгующих молочным, с которой корреспондент «Дня» разговорился на «диком» рынке, расположенном неподалеку от редакции, проявила в отношении возможного запрета на ее тяжелый труд удивительную толерантность. «Запретят, так и не буду возить», — сказала она. Здесь есть свой нюанс. Молокозавод принимает ее продукцию по довольно низкой цене (70 копеек за литр) и требует, чтобы жирность была не ниже стандартных 2,5%. Она привезла в Киев своим постоянным клиентам 10 литров и продала по 1,3 гривни (самое дешевое молоко в мягкой упаковке в магазине стоит 1,4 грн.). Так что запрет стоил бы ей сегодня всего 6 гривен. А главным товарным продуктом молочницы является не молоко и не сметана (одна кастрюля), а творог, на изготовление которого идет львиная доля молока от двух ее коров. На своей тележке она доставила в Киев на электричке 30 кг творога по цене 5 грн. Но наш бизнесмен пока еще не понимает, что запрет на реализацию молока в бутылках может легко перерасти в запрет на продажу творога на диких рынках... Между тем «молочные чиновники», заботящиеся о нашей безопасности, должны бы знать, что и продающийся на легальных рынках конкурентный по качеству творог «уходит» от продавцов к покупателям еще до того как работники санинспекции приходят на работу.

Впрочем, распределение украинского «сладкого» молока на переработанное и непереработанное (с последнего, естественно, налог платится далеко не всегда), по мнению специалистов, зависит вовсе не от государственных запретов, а от системы сбора молока от производителей. Советская система, ориентированная на работу с крупными производителями, уже отжила. Реалии таковы, что именно частный сектор вышел сегодня в лидеры по производству молока. Но система его сбора к этому ни организационно, ни технологически не приспособлена. И именно этим следовало бы заняться правительству, создавая условия и для частных молочных хозяйств, и для перерабатывающих предприятий.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ