Открылся фестиваль двумя фильмами — этюдом Николая Мащенко «Киев, любовь моя» и новой картиной ветерана польского кино Ежи Кавалеровича «Камо грядеши» (по одноименному роману Генриха Сенкевича). Похоже, показ польских исторических фильмов становится еще одним непременным атрибутом презентаций «Молодости». Премьера «Камо грядеши» прошла в присутствии самого режиссера. Кстати, с нашей страной Ежи Кавалеровича связывают самые теплые чувства: ведь родом он из села Гвиздь Ивано-Франковской области, и по пути в Киев посетил родное место, обнаружив там в целости и сохранности дом своих предков, и родные могилы.
Что до самого фильма, то, по всем составляющим, это стандартная костюмированная драма, согласно с сюжетом, повествующая о временах Нерона и первых христианах. Трехчасовый фильм страдает теми же недостатками, которые свойственны всем проектам такого рода — пышный археологический оживляж в ущерб убедительности героев, эпическая затянутость, общая поверхностность и т. п. Однако, как своего рода массивная заставка к фестивалю он вполне оправдал себя. В конце концов, основные события «Молодости» разворачиваются в Киевском доме кинематографистов.
Здесь уже прошла значительная часть конкурса студенческих работ. Среди насыщенной внеконкурсной программы стоит выделить интереснейшую ретроспективу студенческих работ московского ВГИКа. Без преувеличения, для многих в зале это было истинным открытием. Такова напряженная психологическая новелла Андрея Тарковского и Александра Гордона «Убийцы» (1969 г.), которая и поныне смотрится с не меньшим интересом, чем 30 лет назад. Той же свежестью настоящего таланта отмечена двадцатиминутная студенческая работа Андрона Кончаловского «Мальчик и голубь» (1961 г.) И пафосом настоящего новаторства отмечена короткометражка Артавазда Пелешяна «Начало» (1967 г.) — по работам этого уникального режиссера учился искусству монтажа такой гранд мирового кино, как Жан-Люк Годар. интерес для киноманов представлял также ранний фильм Ивана Пырьева «Государственный чиновник», а основным событием воскресенья в программе «Фестиваль фестивалей» стала, без сомнения, французская лента «Амели с Монмартра» — произведение удивительной красоты, сочетающее в себе гротескную комедию, мелодраму и волшебную сказку.
Таким образом, «Молодость» идет своим чередом, практически без неприятных сюрпризов, но и без открытий. Вполне возможно, основные коллизии развернутся после 24 октября, с началом полнометражного конкурса.