В стране, похоже, разгорается очередной «кассетный скандал». Вчера информацию о «прослушке» телефонных разговоров генерального прокурора Украины Святослава Пискуна, в течение трех дней обсуждавшуюся в интернете, косвенно подтвердила пресс-служба Генпрокуратуры. По факту незаконного прослушивания телефонного разговора между генеральным прокурором Украины Святославом Пискуном и послом США в Украине Джоном Хербстом возбуждено уголовное дело, говорится в сообщении до сих пор предпочитавшей отмалчиваться пресс- службы ГПУ. Дело передано для проведения досудебного следствия в следственное управление Службы безопасности Украины.
Началось все с того, что на ряде сайтов появилась, как утверждается, «распечатка телефонного разговора абонентов, по голосу напоминающих генерального прокурора Святослава Пискуна и украинского бизнесмена Виктора Пинчука». Судя по диалогу, разговор состоялся 9 декабря 2004 года — сразу после принятия Печерским судом столицы решения о незаконности снятия Пискуна с должности генпрокурора в 2003 году.
Далее воспроизводится диалог, в ходе которого «абонент, голос которого похож на голос С.Пискуна», сообщает своему собеседнику о том, что Виктор Медведчук уговаривает Леонида Кучму подать апелляцию относительно признания судом незаконности увольнения С.Пискуна с должности. Первый абонент просит второго, чей голос якобы похож на голос В.Пинчука, повлиять на президента: «Витенька, я тебя умоляю, на коленях прошу, и все мои, ты знаешь кто... Едь туда и возьми этот вопрос в руки. (Сохранена орфография и стилистика оригинала. — Ред. ) Пусть не делает он это. Он его специально дальше загоняет. Ну, согласовано со всеми. Или придет Кармазин, или придет Потебенько, или придет Стретович. Выбирайте. Если я хуже этих троих...». Чуть дальше: «Витя, надо немедленно ехать. Просто немедленно. Почему? Там написано в решении суда, что с 9-го числа за «невиконання рішення суду» — статья. Она маленькая, она штраф, но все равно статья. И он через 10 дней не будет президентом. Но зачем ему это надо?.. Он ему говорит, что давай апелляцию. Какая апелляция? Там написано «немедленно виконання». А потом подавайте апелляцию... То есть он его опять в яму сажает. Чтобы Пискун с ним второй раз судился. Ну, это умно, Витя? Я тебя очень прошу, сядь на машину, поедь туда, заведи его в отдельную комнату и скажи: «Ты че?..»
Дальше следует такой кусок текста:
«Абонент 2: — Короче, заверить, что вы друг?
Абонент 1: — Не просто.
Абонент 2: — Большой друг.
Абонент 1 — Да. И скажи, что мы, как дружили семьями, так и будем дружить. И все будет нормально. И он меня спас тем, что тогда меня убрал. Потому что все дерьмо на себя Васильев вылил за этот год».
Абонент 2 обещает: «Я понял. Ладно. Я перезвоню. Буду заниматься». После чего его собеседник добавляет: «Витя, я общался с теми ребятами, которые сегодня не против, чтобы я стал — из команды Виктора Андреевича. Я тебе скажу, что они ставят такие задачи перед Генеральной прокуратурой и перед Верховным Судом, что я уже думаю, может, мне оно и не надо?» «Против нас задачи не ставятся, которые вы будете выполнять?» — интересуется Абонент 2. На что Абонент 1 заверяет: «Даже, если будут ставиться, их никто делать... Ну, ладно. Чего мы сейчас?..»
Днем позже была обнародована еще одна «прослушка» — «собеседников, по голосу напоминающих генерального прокурора Святослава Пискуна и посла США в Украине Джона Эдварда Хербста». Первый абонент благодарил второго «за участие»: «...когда меня освободили от этой должности, ко мне приехали ваши сотрудники... И вы знаете, они меня очень серьезно поддержали, они мне рассказали: «Если вы будете чувствовать, что вашей жизни и здоровью угрожает опасность, мы готовы рассматривать вопрос о политическом убежище...» В ответ второй абонент сообщил, что звонит «так же по вопросу о справедливости» в отношении священника, который «сейчас ...пришел к прокурору области, 12 часов сидел у него...» Его собеседник информирует, что «вчера снял этого прокурора области с работы». «Там другой уже будет прокурор, который очень порядочный человек и он не будет допускать возбуждения уголовных дел против священников, — говорит он также. — Дело будет сегодня закрыто и все будет нормально!»
По факту этой «прослушки» разговора генпрокурора и посла США возбуждено уголовное дело. Информацией о том, возбуждено ли уголовное дело по более скандальному факту — якобы прослушивания Пискуна и Пинчука, пресс-служба ГПУ на 16.00 вчерашнего дня не располагала.
Итак, сомнений в том, что мы имеем дело не с информационной операцией, а с тем «тайным», которое рано или поздно становится «явным», со вчерашнего дня существенно поубавилось. По мнению коллег из интернет- СМИ, вывод из первого «эпизода» таков: оставив С. Пискуна на посту генпрокурора, новая власть дала экс-президенту и его семье некие гарантии неприкосновенности. Какие? На каких условиях? Вывод из второго «эпизода» еще более очевиден.
Скандал может получиться нешуточный, и отмолчаться официальным лицам будет, думается, крайне сложно. Говорят, наступили времена прозрачности.