«Отказавшись от закупок угля с той территории, мы сделали экономически невыгодными большинство их шахт. Это усложнило ситуацию в экологическом плане. И эти проблемы на Донбассе сегодня одинаковы для обеих сторон. Но сам донбасский регион минимум лет 30 является крупной экологической аномалией, даже если брать мировые масштабы. Здесь постоянно были запредельные нормативные загрязнения воды, почвы и приземной атмосферы. Раньше даже это относительно равновесное состояние держалось на том, что уровень подземных вод сдерживался шахтами на безопасной глубине», — рассказал Цензор.НЕТ гидрогеолог, доктор наук Евгений ЯКОВЛЕВ.
«Когда вынимали уголь из пластов, образовались трещины, — продолжает ученый. — И теперь они заполняются водой, порода раскисает и становится слабее. А почти половина городов Донбасса стоит на таких территориях. Добыча угля сопровождается выходом газа. Он начинает бежать по трещинам, по ослабленным зонам. А что такое газ для горящего террикона? Взрыв. Такие эпизоды были единичными, теперь могут стать массовыми».
Такая же тревога звучала в комментарии «Дню» главы Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца. «Наша власть, к сожалению, не может это предотвратить. Потому что это бедствие надвигается в основном с той, неконтролируемой стороны, — сказал он, — Например, затапливается шахта «Юных коммунаров», где в 1976 году был произведен подземный ядерный взрыв. Затапливается шахта «Александр-запад», над которой был выток с территории химического предприятия и где через три месяца после этого погибли три шахтера, а 240 горняков одновременно получили инвалидность. Эта шахта закрыта и локализована горными выработками. Но сейчас она также затапливается, как и находящаяся рядом шахта «Енакиевская — Полтавская».
«Шахта «Голубовская» в районе Стаханово не только сама затоплена, — с болью в голосе говорит профсоюзный лидер, — Воды с нее пошли на подконтрольные Украине территории и дошли до шахты «Золотой». Она точно будет затоплена, если там не будет смонтирован центральный водоотлив. Сейчас она принимает 300 кубометров, а в сентябре там будет тысяча кубометров в час. А дальше на очереди «Тошкивская», «Горбани», «Горная». Такие последствия мы имеем от масштабного подтопления на той стороне, и эти грязные воды уже попадают в Северский Донец. И оттуда все пьют. Шахтные воды попадают не только в канализацию, но и в водопроводные сети».