12 марта Национальным банком без согласования с МВД на рассмотрение парламента был внесен законопроект об изменениях к Закону «О банках и банковской деятельности». В случае его утверждения банковским учреждениям будет разрешено вооружать собственные охранные структуры автоматическим и полуавтоматическим боевым оружием. Вчера на пресс-конференции в Киеве удивленные такой инициативой НБУ первый заместитель Госсекретаря МВД генерал-полковник Михаил Корниенко, начальник Департамента ГСО генерал-лейтенант Владимир Шаповал и начальник Департамента Административной службы милиции генерал-майор Александр Савченко единодушно и с разных сторон критиковали упомянутый законопроект.
Проблема использования огнестрельного оружия негосударственными охранными службами стоит в Украине давно, очень остро и является неоднозначной. Для справки — на текущий момент ГСО имеет право фактически монопольного использования нарезного короткоствольного огнестрельного оружия, что, по понятным причинам, существенно деформирует предложение на рынке охранных услуг страны в пользу государства. По информации независимых экспертов, на ГСО «завязаны» от 80 до 90% потребителей этих услуг, а общий объем рынка оценивается приблизительно в 10 млрд. грн. в год. В. Шаповал категорически отказывается рассматривать такое положение ГСО, как монопольное, и убеждает в том, что ГСО беспокоит не столько финансовая сторона дела («организация не является прибыльной и не ставит перед собой цели получения прибыли»), сколько все остальные, вплоть до ухудшения криминогенной ситуации в обществе.
Напомним в этой связи, что в июле прошлого года Антимонопольный комитет в нескольких областях Украины начал дела по фактам нарушения ГСО антимонопольного законодательства. ГСО вменялись нарушения рыночных принципов и стремление брать за предоставленные услуги как можно большую плату (МВД, выполняя указ о повышении зарплаты госслужащим, настаивало на удвоении стоимости почасовой оплаты до 12 гривен). Это едва не переросло в конфронтацию с клиентами, которые, в свою очередь, начали искать третейского судью в особе Антимонопольного комитета. И даже добились утверждения согласованной с ГСО «региональной сетки» — в зависимости от области стоимость охранных услуг государства колеблется от 6 до 9 гривен. Что, как и прогнозировал тогда «Дню» начальник Управления исследований и расследований АМК Сергей Стефановский, оказалось явлением временным и отнюдь не решило проблемы в принципе.
Очень похоже, таким образом, что кулуарное противостояние вокруг законопроектов об охранной деятельности и об оружии (находящихся на рассмотрении Верховной Рады) оказалось в принципиально новой плоскости. В том смысле, что ранее негосударственные охранные службы и Ассоциация украинских банков соревновались с ГСО на законодательной ниве по принципу «чье лобби сильнее». А теперь есть все основания утверждать, что «огнестрельный узел» взялся разрубить Нацбанк. И, насколько можно судить, в ГСО этим всерьез обеспокоены. Опять же — совсем не из меркантильных соображений. М. Корниенко по этому поводу больше волнуют кредитные и депозитные ставки (мол, обеспечение ведомственной охраны банков боевыми пистолетами, логично, приведет к удорожанию банковских услуг) и, что, признаться, более логично: как банки сумеют организовать систему хранения огнестрельного оружия, необходимую профессиональную подготовку и переподготовку охранников, медицинский и психологический контроль... Словом, все то, что в ГСО «проверено десятилетним опытом».
В. Шаповал, в свою очередь, подчеркивает, что услугами ГСО пользуются 85% отечественных банков, переориентация которых на собственную охрану, особого ущерба ГСО не нанесет. Поскольку удельный вес банковского сектора как клиентов ГСО — всего 14,3%, а опыт других стран, в которых разрешено использования огнестрельного оружия, показывает, что банки предпочитают сотрудничать с государством, а не с «частниками».
Парадокс, следуя словам М. Корниенко, заключается еще и в том, что даже если инициатива НБУ будет одобрена Верховной Радой, то возникнет вопрос приобретения огнестрельного оружия: «банки его не смогут приобрести, так как те структуры, которые продают оружие, не имеют права его продавать и ждут принятия закона об оружии». Что касается возможности приобретения оружия у Минобороны и МВД, то М. Корниенко уже сейчас прогнозирует «высокий уровень требований» к банкам по этому поводу. Но, снова-таки, «не потому, что в этом есть выгода МВД или ГСО», а «в соответствии с требованиями закона».