Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Национальная безопасность стала разменной пешкой в избирательной борьбе

26 сентября, 2007 - 00:00

На сегодняшний день большая часть государств Европы является или желает стать членами военно-политического союза НАТО. Государства Альянса могут позволить себе объединять и перераспределять по отдельным задачам свои оборонные потенциалы, поскольку каждое обладает относительно небольшими, но хорошо оснащенными и подготовленными ВС. Такие ВС являются довольно «дорогим удовольствием» для государства. Система коллективной обороны имеет определенные «правила игры», которые предусматривают пропорционально равный от ВВП государства вклад в оборону, а также способность к совместным действиям под единым командованием. Украина же не является членом НАТО, и когда будет — неизвестно.

Европейские опросы общественного мнения свидетельствуют, что 2/3 населения выступает за отмену воинской повинности. И это можно понять, поскольку при высоком уровне жизни существует стремление сделать свою жизнь еще более комфортной. Есть желание «не отвлекаться» на 8—12 месяцев, а для альтернативщиков — на более длительное время для того, чтобы выполнять свой довольно абстрактный гражданский долг в условиях со сниженной комфортностью и необходимостью жестко подчиняться чужой воле с определенным риском для своего здоровья и жизни. Лучший вариант — найти за деньги желающих, т.е. профессионалов. А за повышенную комфортность общество должно платить, поэтому, естественно, профессиональные ВС всегда будут дороже смешанно-призывных.

В США проводятся дискуссии о возвращении призыва. Политические лидеры были бы более осторожными в принятии решений о применении силы, зная, что их дети будут служить в ВС. «Я абсолютно уверен, что лица, которые принимают решения и поддерживают сползание страны к войне, станут намного осторожнее, если четко почувствуют связанную с этими действиями боль и тяготы молодых людей, которые идут в бой, среди которых будут также и богатенькие, и те, кто прятался от этой обязанности», — заявил конгрессмен Ренджелл. Из 535 членов конгресса только у одного сенатора сын добровольно служит в ВС США. Может, этот факт также содействует дискуссиям, которые проходят сейчас в США (Франция, с полностью профессиональными ВС, во главе с Саркози поддерживает) о целесообразности силовой акции с применением ВС в отношении Ирана.

Долгом политического руководства государства является пробуждение сознания общества в рамках духовной защиты страны и, соответственно, политического формирования взглядов молодежи. В государстве военная служба является своеобразным вкладом в защиту своей родины, а также вкладом в защиту общества от катастроф и стихийных бедствий как внутри страны, так и за рубежом. Например, в ФРГ во время наводнения в августе 2002 г. были задействованы 80 000 военнослужащих бундесвера.

Вследствие ликвидации воинского долга происходит усиление эгоизма молодежи. Она начинает считать, что защита и помощь внутри и вне пределов государства, в том числе и их самих — это исключительно функция профессионалов, которые за это получают деньги. Кроме того, сами они к такой «работе» просто не готовы.

Условиями перехода к полностью профессиональным ВС для европейских государств условно можно считать:

1) высокий уровень жизни;

2) членство государства в военно- политическом блоке.

Украина, к сожалению, требованиям этих двух пунктов не отвечает.

Кроме того, Украина на сегодняшний день имеет много нерешенных проблем:

— недофинансирование ВС;

— недостаточное обеспечение трудовыми ресурсами социальной сферы (обслуживающий персонал больниц, домов престарелых, интернатов и много других непрестижных малооплачиваемых рабочих мест, вопрос на западе решается за счет «альтернативщиков»);

— социальная несправедливость;

— рост эгоизма населения;

— слабый процесс формирования нации и отсутствие ее единства;

— недостаточное внимание со стороны государства в отношении воспитания молодежи.

Отказ Украины от призывной системы будет требовать скорейшего решения этих неотложных вопросов, причем возложено это будет на другие министерства с выделением и распылением средств и усилий по многим направлениям (Министерство культуры и искусства, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной политики Украины и тому подобное.).

И еще возникает серьезная проблема. МВД традиционно комплектовалось уволенными из срочной службы в ВС. ВС для МВД были своеобразным «фильтром» и «учебкой» для рядового и сержантского состава. Этот «фильтр» планируется ликвидировать. МВД должно будет готовить свой личный состав с «нуля». Это дополнительные большие расходы, не говоря о заметном ухудшении «качества» личного состава МВД за счет ликвидации «фильтра», через который прошли уволенные из срочной службы в ВС Украины. И это в то время, когда преступность в Украине является проблемой, которая разрешается крайне неудовлетворительно, а МВД имеет минимальный рейтинг доверия общества.

Вследствие перехода к профессиональным ВС следует ожидать ухудшения криминогенной обстановки в Украине. Со временем, когда МВД «придет в себя» от деятельности реформаторов ВС Украины, то за счет дополнительных усилий и увеличения финансирования, эти негативные последствия будут исправлены. Но временное (на какое время?) ухудшение криминогенной обстановки в стране ГАРАНТИРОВАНО.

Действующий Закон Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» № 1975-XII от 2.12.1991 г., является формальным и фактически не действует. Он нуждается в коренной переработке. В качестве образца может быть взят аналогичный по названию закон ФРГ.

Переход внеблоковой Украины к профессиональным ВС без учета ее особенностей является стратегической ошибкой со всеми негативными последствиями для ее национальной безопасности.

Если утверждать, что это не так, тогда нужно иметь смелость сказать и доказать, что не правы Австрия, Швеция, Финляндия, Швейцария, Германия (СМЕШАННАЯ СИСТЕМА КОМПЛЕКТОВАНИЯ: призывники и контрактники) и другие европейские государства с вековой историей, которые видят в вооруженных силах не только инструмент военной политики, но и важный элемент формирования нации, воспитания общества и разрешения социальных проблем.

«Бундесвер и далее будет призывной армией. Общая воинская повинность положительно зарекомендовала себя в рамочных условиях политики безопасности, которые изменяются». Белая книга 2006, изд. Федеральное МО ФРГ. То же самое записано в программе ХДС, и это подтвердила канцлер Меркель в своей речи на первом официальном выступлении в Бундестаге. Меркель не права, а лидеры ПР, БЮТ, НУ—НС правы? В то время как социологические исследования в ФРГ свидетельствуют, что молодежь, как и в Украине, против призыва. Но есть интересы личные и есть интересы ГОСУДАРСТВЕННЫЕ! В ФРГ государственные интересы присутствуют, а в Украине ОТСУТСТВУЮТ! ХДС, несмотря на неподдержку большей частью молодежи сохранения призыва, оставляет в программе партии этот тезис и с этой программой побеждает на последних парламентских выборах. Популизм — это путь к кризису. Женщина — госпожа Меркель — это понимает, партия ХДС понимает, а в Украине лидеры ведущих партий руководствуются только одним — «скосить» как можно больше голосов (2/3 молодежи, которые не желают служить и немедленно! БЮТ берет эту «планку» на высоте 1 января 2008 г., а НУ—НС только 1 января 2010 года, БЮТ «оттянет» от НУ—НС больше голосов молодежи), а после нас хоть потоп. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТАЛА РАЗМЕННОЙ ПЕШКОЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЕ.

Анатолий ПАВЛЕНКО, независимый эксперт
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ