С 1 апреля в Запорожской, Луганской и Львовской областях начнется эксперимент по повышению эффективности работы государственных целевых фондов. Соответствующим постановлением правительства утвержден порядок его проведения, в соответствии с которым Пенсионный фонд в период эксперимента будет выполнять функции по регистрации страхователей, формированию и ведению информационной системы сведений о застрахованных лицах, будет контролировать полноту и своевременность уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.
В этот же срок правительство намеревается повысить месячную сумму пенсионных выплат, которая составляет 1,2 млрд. грн., на 120 млн. грн. Предшествующие шаги по повышению размеров пенсий не привели к кардинальному решению проблемы маленьких пенсий. «Люди ожидают больших шагов», – признал министр работы и социальной политики Украины Иван Сахань, выступая на семинаре «Реформирование пенсионного обеспечения в Украине: проблемы и перспективы». Сегодняшние размеры пенсий (минимальная – 58 грн., максимальная – 102 грн. – Ред. ) не могут никого удовлетворить, так как это лишь средства на выживание в очень сложных условиях – разделяет это мнение председатель парламентского Комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Виктор Сушкевич.
Действительно, в последнее время произошли определенные сдвиги в пенсионном деле. В прошлом году выплачено пенсий на 2,1 млрд. грн. больше, чем в 1999 году, что разрешило в конце концов ликвидировать задолженность перед пенсионерами. За счет дополнительных сборов Пенсионный фонд в прошлом году увеличился на 800 млн. грн. В этом году, как уверяет И.Сахань, будет ликвидирована дифференциация в начислении пенсий между людьми, которые вышли на пенсию до 1992 года (их 8 млн. человек), и теми, кто стал пенсионером позднее. Однако этого все равно недостаточно, чтобы материальное положение пенсионеров хотя бы приблизилось к уровню тех, кто работает. И в ближайшей перспективе на существенное его улучшение надеяться не приходится, так как финансовые возможности Пенсионного фонда довольно ограничены. Основным источником пополнения фонда, как известно, являются отчисления от заработной платы в размере 32%, а среднемесячная заработная плата в 2000 году составила 230 грн., что ниже установленного прожиточного минимума – 311,3 грн. И вдобавок задолженность по зарплате в январе 2001 года составляла около 5 млрд. грн. И.Сахань приводит такие данные: на 14 млн. пенсионеров в Украине приходится приблизительно столько же работающих, которые принимают участие в формировании ПФ. Так вот, считает министр, чтобы поднять уровень пенсий до приемлемого, надо или повысить начисления на заработную плату, или изменить соотношения между пенсионерами и работающими в пользу последних.
По мнению И.Саханя, действующая система пенсионного обеспечения исчерпала себя, она не пригодна для коренного изменения ситуации к лучшему. Не в пользу ей свидетельствует и тот факт, что за период с января 1998 года по декабрь 2000 года цены возросли на 79,9%, в то время как общий коэффициент индексации пенсий составлял лишь 17,1% (данные Федерации профсоюзов). Поэтому большие надежды возлагаются сейчас на внесенный в Верховную Раду законопроект относительно реформирования пенсионной системы, которая предусматривает комплексный подход. Стержнем нового закона являтся введение накопительной системы пенсионных взносов. В случае принятия этого закона И.Сахань предрекает возрастание общего размера пенсий сразу до 60–70% от средней платы и даже больше. Оптимизма министра не разделяет руководитель управления по вопросам социальной защиты Федерации профсоюзов Украины Галина Голеусова, которая считает, что закон совсем не решает проблему преодоления бедности. По ее словам, несмотря на переход к многоуровневой системе, в ближайшие 10 лет доминирующей останется нынешняя солидарная система, а отсюда размеры пенсий, «привязанных» к заработной плате, будут небольшими. Лишь то поколение, которое ныне начинает свою трудовую деятельность, в самом деле сможет ощутить преимущества пенсионных нововведений.
Трагической назвал судьбу сегодняшних украинских пенсионеров директор Института экономического прогнозирования, академик НАН Украины Валерий Геец. По его мнению, главная цель пенсионной реформы может состоять в том, чтобы заложить механизм мотивации к высокопроизводительной работе: тогда каждый мог бы надлежащим образом обеспечить свою старость. При этом государство обязательно должно гарантировать людям защиту от обесценивания их накоплений. Хорошо, если пенсионер владеет сегодня недвижимостью, которую можно продать, считает В. Геец, иначе он просто обречен на прозябание. Однако вопреки отсутствию новых источников пополнения пенсионных взносов В.Геец выступает против увеличения налогов «на богатых» и предлагает вместо этого всячески развивать благотворительную деятельность. Глобальные тенденции мирового развития в ближайшие 10—30 лет будут в целом отрицательными для Украины, прогнозирует В.Геец. Прежде всего претерпит изменения демографическая ситуация в мире: впервые люди старшего возраста будут превышать количественно людей младшего Это, безусловно, скажется на отечественном пенсионном обеспечении: по данным Минтруда, в 2026 году удельный вес пенсионеров будет составлять 29,9% (сегодня — 23,4%). В отличие от развитых стран, которые будут компенсировать недостаток трудовых ресурсов возрастанием производительности труда, Украина, по прогнозам В.Гееца, будет ощущать существенное возрастание нагрузки на трудоспособное население. Тем временем И.Сахань к возможным следствиям ухудшения демографической ситуации относит уменьшение среднего размера пенсий относительно средней зарплаты.
Нельзя оставлять без внимания и другой экономический фактор, о котором напомнил В.Геец: в текущем десятилетии закончат срок своего технологического использования почти две трети основного капитала — это приблизительно на 300 млрд. грн. основных производственных фондов. Этот процесс неминуемо приведет к сокращению рабочих мест, и на этой основе, отмечает В.Геец, серьезно заострится проблема безработицы (понятно, что она отразится и на пенсиях). Отрицательных явлений, по его мнению, можно избежать лишь при условиях, если уровень безработицы не будет превышать критической границы — 20%, постоянное экономическое возрастание будет составлять каждый год не менее 5–6%, а в экономику на протяжении 10 лет удастся привлечь вообще 250 млрд. грн. Исходя из реалий настоящего, дефицит средств можно ожидать в границах 100–150 млрд. грн.