Не исключено, что минувший четверг навсегда будет помечен на украинских календарях как день национального позора. В этот день наблюдательный совет ОАО «Укртранснафта» с благословения правительства, внесшего, мягко говоря, недопустимую поправку в собственное, по сути очень правильное, постановление о направлении работы нефтепровода Одесса—Броды, уполномочил генерального директора компании заключить соглашения о заполнении и начале эксплуатации нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме.
Европа теперь может сказать «прощай» короткому, в обход Босфора, пути каспийской нефти, а также планам создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора, о котором столько говорилось на различных форумах. Более того, не будет преувеличением сказать, что на ближайшие три года, после подписания этого договора, власть над украинским нефтепроводом перейдет к российской ТНК-BP. Не исключено также, что обещанная ежегодная транспортировки 9 млн. тонн российской нефти окажется на поверку фикцией (на самом деле речь идет о поставках до 9 млн. тонн, что совсем не одно и то же). В результате, можно предположить, что еще до истечения трех лет нефтепровод уведут из собственности украинского государства с помощью элементарных теневых схем... Напомним, что в соответствии с проектом договора так называемую кредитную поддержку ТНК БП будетоказывать кипрский оффшор «Скилтон».
Очень слабой компенсацией для тех, кто еще питает какие-то надежды на приход в Европу через территорию Украины каспийской нефти, стало поручение наблюдательного совета «Укртранснафты» руководству компании создать с польской компанией PERN «Przyjazn» совместное «Международное трубопроводное предприятие «Сарматия». На него возлагается ответственность за продление (почти на 490 км) украинского нефтепровода от Брод до Плоцка. Можно предсказать, что общественное мнение Польши, до сих пор более чем благосклонно относившееся к этому проекту, отныне будет смотреть на него как на мертворожденный и не имеющий никаких перспектив замысел...
Характерно, что еще до подписания соглашения российская сторона уже начала корректировать достигнутые ранее договоренности. Так, комментируя принятое в четверг решение наблюдательного совета «Укртранснафты», глава ООО «ТНК-ВП Украина» Александр Городецкий отметил, что поскольку предложение о предоставлении в кредит технологической нефти ТНК-ВР делало полтора года назад, сейчас его необходимо откорректировать в соответствии с нынешними реалиями, поскольку ситуация несколько изменилась... То ли еще будет, когда дело дойдет до реализации условий договора займа, который используется для приобретения технологической нефти, договора залога приобретенной нефти, договора уступки прав по банковскому счету «Укртранснафтой» упомянутому оффшору.
Комментируя последние события вокруг нефтепровода Одесса-Броды, заместитель председателя Союза налогоплательщиков Украины Александр НАРБУТ сказал «Дню»: «Сейчас много говорится о том, что проблема нефтепровода Одесса-Броды сильно заполитизирована. И это соответствует действительности. Ведь речь идет о геостратегическом выборе Украины. Или же нефтепровод идет в Европу, что свидетельствует о нашем желании и практических действиях, направленных на реальную интеграцию, или же мы соглашаемся на этот реверс с сомнительным объемом транспортировки. И тогда Европы нам не видать. Но от заполитизированности правительство может легко уйти, предложив нефтепровод на продажу. Тем более, что «Укртранснафта» с некоторых пор весьма убедительно показывает свою несостоятельность. Напомню слова энергетического вице-премьера Андрея Клюева (не за них ли его практически отстранили от дел? — Ред. ) о том, что руководство «Укртранснафты» саботирует договоренности о транспортировке по этому нефтепроводу казахской и азербайджанской нефти. Почему бы в этом случае не найти эффективных собственников, которые решат все проблемы, которые явно не по зубам по сути правительственной организации? Открытый и прозрачный международный конкурс (их в этом году Фонд госимущества очень быстро и успешно проводит, выписывая условия, исходя исключительно из государственных интересов) мог бы отдать нефтепровод в руки тому, кто больше заплатит. У нас есть также опыт разработки законов об особенностях приватизации. И логика рынка обеспечит безошибочный выбор: кто больше заплатит, тот и будет больше всех заинтересован в эффективной последующей работе. Таким образом одновременно решатся и экономические и политические вопросы. При этом правительство может рассчитывать на понимание налогоплательщиков, чьи деньги пошли на строительство нефтепровода и уже много лет заморожены. Кабинетные аналитики должны, наконец, услышать голос тех, кто их нанимал на работу...»