Черные ленточки, которыми с недавних пор отгородили журналистов от министров на заседании правительства, власть не собирается снимать. Ограждение может разве что изменить цветовую гамму. «Ну поменяйте их на красные, если не нравятся черные», — дал указание своей пресс-службе премьер-министр Украины Николай Азаров в ответ на вопрос журналиста «Телекритики» во время пресс-конференции в Клубе Кабмина. По его словам, журналистам нужно научиться формату и культуре общения. «Мне неприятно видеть, когда человек идет в Кабмин, а его за рукав дергают: ответьте на вопрос», — заявил вчера на пресс-конференции Азаров.
По его словам, Кабмин уже разработал график встреч министров с журналистами. Первыми под обстрел фотокамер и шквал вопросов пошли министр энергетики Эдуард Ставицкий (провел пресс-конференцию 18 марта), вчера с журналистами встретились премьер-министр Украины Николай Азаров и первый вице-премьер министр Сергей Арбузов. А вот пресс-конференцию вице-премьер-министра Юрия Бойко, которая тоже была запланирована на 19 марта, перенесли на неопределенный срок в связи с изменением его графика работы.
Кстати, к теме «культуры коммуникации» СМИ и первых лиц государства, последний раз премьер-министр Украины встречался с журналистами на пресс-конференции в Клубе Кабинета Министров больше года назад.
Полтора часа отведенного времени на общение с премьером прошли быстро и почти безрезультативно. То ли вопросы не те, то ли откровенность декоративная. Ответы же на ключевые вопросы, стоящие сегодня перед украинским обществом (как оживить средний класс, как и откуда взять деньги на активизацию экономики, что будет с украинской трубой), — за кулисами «спектакля», в лучшем случае — между строк.
Например, по газотранспортному консорциуму премьер-министр Украины Николай Азаров намекнул, что решение тормозит... Европа. « Трехсторонний консорциум зависит от третьей стороны. Мы готовы. Россия готова. А где же поддержка третьей стороны? Где предложения? — спрашивает Азаров. — Мы три года ожидаем. Сколько нам еще ждать? Вот давайте вы предложения. Мы подошли к той точке, когда нужно принимать решение». На уточняющий вопрос, можно ли сделать из этих слов вывод, что Украина уже приняла решение, относительно двустороннего консорциума Азаров ответил в традиционной для политика форме: «Вопрос будет решен тогда, когда мы подпишем соответствующие договоренности».
Зато первая пресс-конференция в Клубе Кабмина первого вице-премьер-министра Украины Сергея Арбузова, которая состоялась сразу после пресс-встречи Азарова, дала немало интересных поводов для размышлений. Особенно, в контексте того, что именно Арбузова называют преемником Азарова.
Интересно сравнить саму интонацию выступлений двух «А». Если в своих ответах Николай Янович больше акцентирует внимание на социальной стороне вопроса, то Сергей Геннадиевич отвечает как бизнесмен.
Вот, например, на вопрос о проблеме дорог (вопросы к премьеру и первому вице-премьеру прозвучали от разных журналистов и с одним акцентом) Николай Янович ответил: «Перед дорожниками в настоящий момент и перед руководством всех абсолютно областей и районов поставлена задача: все абсолютно фирмы мобилизовать, чтобы до тёплого времени, я имею в виду до мая, привести дороги более-менее в порядок, чтобы мы ездили ими, не рискуя потерять колесо, не рискуя потерять мост и так далее, то есть выполнить элементарный ямочний ремонт». Зато Арбузов начал свой ответ с того, что Украина — не только аграрное государство. Но и в первую очередь транзитное. И «строить дороги нужно, потому что мы на них зарабатываем».
И то, как попрощались Азаров и Арбузов с прессой не менее интересно. Первый покинул зал под звуки аплодисментов (хотя и достаточно «жиденьких») в сопровождении непробиваемой для надоедливых папарацци охраны. Однако занавес за Арбузовым опустился без аплодисментов, и опустился не плотно: нескольким журналистам удалось поймать его в углу перед дверями и получить ответы на неформатные вопросы. Один из них — об отношениях со старшим сыном Президента, на который Арбузов ответил, что тема сегодня «очень демонизированна». А вот на вопрос, получал ли Сергей Геннадиевич предложение от Президента стать премьер-министром, тот четко ответил — нет!
Интересная деталь. Несмотря на уверенные заявления Арбузова, в службе Клуба Кабмина вопросом замены Азарова Арбузовым «напуганы». Поняв, что фотографы выжидают «пикантный» кадр, когда оргслужба будет менять на трибуне табличку «премьер-министр Украины Николай Азаров» на «первый вице-премьер Сергей Арбузов», они решили сделать это ... вшестером (!). Один менял, а пять прикрывали сокровенный процесс от фотокамер.
КОММЕНТАРИИ
Виктор СУСЛОВ, экс-министр экономики:
— Из заявления высших официальных лиц Украины за последние 20 лет и все правительственные программы, то всегда была противоположность между заявлениями и реальным развитием экономики. Она все эти годы деградировала, а промышленность падала. Но чиновники всегда продолжали заявлять о поддержке отечественного производителя и всегда находили технические проекты, способные, по их мнению, вывести Украину куда-то.
Так, в 2011 года была утверждена замечательная детализированная программа Кабмина. Она была посвящена развитию внутреннего рынка, росту промышленного производства. Но в реальности все произошло с точностью до наоборот. За 2012 год промышленное производство упало на 6% и продолжает сокращаться. Нынешним властям нужно абсолютно реально оценивать нынешнюю ситуацию. Это прекрасно, что были построены ряд инфраструктурных проектов, мосты, стадионы, аэропорты. Но для экономики эти объекты привнесли больше минусов.
Есть два развивающихся рынка аграрный и ІТ, но они не смогут дать занятость тому количеству населения которое у нас есть, если сейчас окончательно упадет промышленность. Хотя, та же ІТ-индустрия существует, только потому, что она работает более на внешний рынок потребления. Кроме того, ІТ-индустрия это пример того, как много может достичь бизнес, когда его не контролирует государство. Ведь в остальных отраслях постоянные «наезды» контролирующих, регулирующих и прочих органов создают большие проблемы для развития бизнеса, и как следствие. Целой государственной экономики.
Многие проекты, на которые надеются власти, будет очень тяжело воплотить в жизнь. Тот же украинско-бразильский проект пуска ракеты Циклон-4 с космодрома Алкантара. Ракету предполагается только создать, хотя она должна была взлететь в космос еще в 2006 году. Этот проект поедает огромное количество денег, но реально не продвигается. В той же бразильской прессе проект уже оценивается негативно, как бесперспективный, ввиду невыполнения Украиной своих обязательств. А ведь это практически последнее, что осталось в украинской космической отрасли, которая постепенно приходит в упадок. И даже если Украина сделает эту ракету, то могут возникнуть трудности с ее запуском, так как пусковые комплексы производит Россия. А не вступив сейчас в Таможенный союз, мы можем перекрыть для себе возможность сотрудничества в этой сфере.
Владимир ЛАНОВОЙ, экс-министр экономики:
— Финансовая система полностью провалена. Экономика практически не получает прибылей. Банки не получают ресурсов для кредитования. Нет кого кредитировать. А в это время Азаров «рассказывает сказочки на ночь». Большие кредиты и одолжения привели к тому, что власти сейчас должны уменьшать социальные выплаты. Страна беднеет, потребительский рынок уменьшается. Мы фактически возвращаемся в 1991 год. Эти власти пришли возобновить советскую модель, и не только экономическую. Но также и информационную, когда у них под контролем практически все телеканалы.
Уже в этом году мы будем иметь провал бюджета и уменьшение доходов, по сравнению с 2012 годом. Кроме того, скорее всего, произойдет сокращение выплат пенсионных, социальных, зарплатных. Также, дефолт по внешним облигациям и дефолт по кредитам Международного валютного фонда, я думаю, будет реальностью уже в этом году. Дефолт по внутреннему кредитированию уже происходит, когда они задерживают зарплату (как это было в конце 2012 года).
Для выхода из ситуации нам нужна не олигархическая экономика, а частная. То есть свободный рынок, на котором независимые предприниматели будут конкурировать между собой. Эти власти, как в советские времена, почти полностью административно контролируют экономику через единые источники: госбюджет, центральные банки и так далее. Поэтому нет ресурсов для развития малого, среднего, крупного и другого, независимого от государства бизнеса.
Виталий СЕЛИК, «День»