Украина предпринимает отчаянные меры для того, чтобы, как сказал председатель совета Ассоциации украинских банков, глава правления банка «Ажио» Станислав Аржевитин, «упредить назревающий широкомасштабный скандал», связанный с введением против нее санкций FATF. «Дед-лайн» процесса — 12 февраля в Париже, когда эксперты FATF будут иметь возможность сменить свой гнев на милость, отменив санкции. Но и это не будет означать, по словам исполнительного секретаря FATF Патрика Мулета, выведение нашей страны из «черного списка» этой организации, что на данном этапе даже не рассматривается.
Внутриукраинская проблема в этом вопросе прежде всего, по-видимому, в том, что страна еще не полностью осознала масштабы нависающей над ней угрозы. Даже такой умудренный опытом политик и финансист, как председатель Нацбанка Сергей Тигипко, отвечая на вопрос о том, насколько опасны для Украины санкции FATF, поведал, что не видит «каких-либо достаточно серьезных проблем» в этой ситуации, которая пока серьезно не повлияла на внешние расчеты украинских банков. По словам банкира, это «только первый этап санкций, таким образом международное сообщество нас предупреждает». Аналогичную расслабленную позицию изложили «Дню» и некоторые из опрошенных экспертов, в том числе и народные депутаты. Но новый глава НБУ признает, что в случае, если Украина не примет соответствующих шагов, то санкции будут более жесткими. Он надеется, что в начале февраля парламент Украины сможет принять соответствующие акты, и украинская сторона будет законодательно подготовлена для парижского раунда FATF. По-видимому, такой подход каким-то образом повлиял на то, что С.Тигипко не появился на круглом столе в УСПП, посвященном «Детенизации отечественной экономики и противодействию легализации доходов, полученных преступным путем» (хотя его участие, как и некоторых других крупных фигур, в частности главы ГНАУ Юрия Кравченко, анонсировалось пресс- службой, что привлекло к этому мероприятию большое внимание СМИ).
Дискуссия на круглом столе (равно как и в обществе в целом) развернулась вокруг нескольких коренных вопросов: заслуживает ли Украина международного осуждения по существу, особенно в части финансирования террористических организаций; соответствует ли ее законодательство требованиям FATF и что еще нужно сделать, чтобы избавиться от обвинений со стороны этой организации в «либерализме»; как воспрепятствовать потерям украинского бизнеса и бюджета от ужесточения международных санкций. Впрочем, рефреном выступлений был призыв к Верховной Раде (соответствующий вопрос должен рассматриваться 6 февраля) безотлагательно принять все документы, необходимые для выполнения требований FATF. В частности, и.о. главы Госфинмониторинга Валерий Диесперов подчеркнул, что «не стоит дожидаться настоящих финансовых санкций».
Экс-премьер-министр и президент УСПП Анатолий Кинах отметил, что это огромная теневая экономика (40-50% ВВП) снижает доверие к Украине в мире и что проблема взаимоотношений с FATF «в первую очередь наша». Как считает А. Кинах, чем больше в стране будет углубляться конфронтация, тем «более высоким будет соблазн внешнего давления на Украину и отношение к ней на принципах двойных стандартов, что и ощущается в нынешней ситуации». Участники обсуждения отбросили обвинения в том, что в Украине безнаказанно отмываются преступные деньги, а тем более в том, что она может участвовать в финансировании терроризма. Заместитель главы Администрации Президента Павел Гайдуцкий прямо заявил о том, что «нет никаких оснований укорять Украину в какой-то ее причастности к финансированию терроризма». Он также отметил: «Нет никаких оснований для обвинений Украины в том, что она не активно ведет нормативно-творческую деятельность в этом направлении». По его мнению, украинское правовое поле уже на 95% приближено к стандартам FATF.
Ведя дело к 100%, Госдепартамент финансового мониторинга Украины подготовил изменения к закону «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». После их принятия минимальная сумма, с которой проводится мониторинг финансовых операций, снизится до EUR15 тыс. Кроме того, закон дополняется положением, предусматривающим, что финансовым учреждениям разрешается раскрывать банковскую тайну уполномоченному органу при обнаружении факта отмывания денег. При этом финучреждения не будут нести ответственности за раскрытие банковской тайны.
Понятно, что такие меры не без опасений воспринимаются банковским и бизнесовым сообществом Украины. Заверив, что украинские банки заинтересованы в налаживании системы финансового мониторинга, президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко предостерег парламент от принятия «полицейских» законов. «Меньше всего хочется, чтобы для работников банковской системы наступил 37-й год», — подчеркнул он. Определенные замечания в этом плане имеет и П.Гайдуцкий. Он отметил, что отныне мониторингу могут подлежать даже такие операции, как покупка крестьянином однокомнатной квартиры в Киеве для своих детей».