На днях прозвучала очередная сенсационная новость в деле об исчезновении из Одесского музея западного и восточного искусства в ночь на 31 июля 2008 года всемирно известного полотна Микеланджело Меризи Караваджо «Взятие Христа под стражу», или «Поцелуй Иуды». Картины Караваджо «Взятие Христа под стражу» нет на территории Украины — об этом сообщил начальник управления уголовного розыска ГУ МВД в Одесской области Андрей Пинигин. «Вряд ли картина находится в стране — я в этом более чем уверен», — сказал он. По его словам, сотрудники МВД постоянно отрабатывают поступающую информацию о возможном местонахождении картины, однако утешительных результатов пока нет. Ранее правоохранители сообщали, что в декабре 2008 года ожидается первый отчет Интерпола, который также занимается поисками шедевра. Отчета не последовало.
Эксперты оценивают картину в сумму от до 100 миллионов. В результате кражи картины встал вопрос об истории возникновения картины.
— Есть несколько версий возникновения данной работы, — рассказал искусствовед Леонид Матковский. — На данный момент специалисты не пришли к однозначному выводу, оригинал это или копия, выполненная самим Караваджо.
Картина Караваджо «Взятие Христа под стражу» была написана в начале XVII века. В годы, когда было создано полотно, автор находился в расцвете своего таланта. Картина, хранившаяся в ограбленном музее, была написана для римского банкира Асдрубале Маттеи. Через 250 лет после создания картину приобрел в Париже русский посол во Франции Базилевский и в 1870 году приподнес великому князю Владимиру Александровичу. Потом, в конце XIX — начале XX веков, полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е годы поступило оттуда в Галерею старинной живописи (в настоящее время — Музей западного и восточного искусства) как оригинал.
В середине 50-х годов XX века московский искусствовед Малицкая доказала ее принадлежность Караваджо.
— Однако десять лет тому назад в Ирландии была обнаружена новая версия «Взятия Христа под стражу», которую многие зарубежные специалисты признали оригиналом Караваджо, написанным для Чириако Маттеи — старшего брата предполагаемого заказчика одесской картины, — сказал Леонид Матковский. — Возможно, Караваджо действительно написал картину для одного из братьев, а затем повторил ее для другого и, возможно, в Одессе находится лучшая из копий оригинала, которую написал сам художник. Эти нюансы и определяют диапазон оценки картины.
Единственное, что сумели точно определить эксперты, — что картина написана самим Караваджо. В 2005 году это подтвердили и испанские эксперты. А в марте текущего года с этим согласились и киевские специалисты.
Полученные экспертами результаты разбивают одну из версий резонансного преступления. В частности, предположение, что похищенная картина — вовсе не подлинник, а исчезновение «Поцелуя Иуды» из музея — не более чем попытка замести следы кражи настоящего полотна Караваджо, которая якобы имела место несколько лет назад. Следствие также проверяет такие версии: полотно Караваджо было украдено по заказу видного украинского бизнесмена; картину похитил дилетант, который взял со стены музея первое, что попалось под руку; «Поцелуй Иуды» давно уже вывезен за рубеж.
— Обычно такие вещи крадут по заказу, — сказал бывший следователь Генеральной прокуратуры СССР Сергей Мищенко, который занимался расследованием дел, связанных с кражей раритетных предметов искусства. — Как правило, такие картины оседают в руках частных коллекционеров для индивидуального созерцания. И еще — подобные раритеты крадут не для того, чтобы попадаться.
«Взятие Христа под стражу» — одна из двух картин Караваджо на территории постсоветского пространства. Помимо этого раритета эпохи Возрождения, в бывшем СССР есть лишь одна картина кисти Микеланджело Меризи Караваджо — «Юноша с лютней» в экспозиции знаменитого Эрмитажа. Всего же в мире насчитывается около сорока полотен великого живописца.