Хорошая, но запоздавшая новость — организации, которая осквернила тризуб на Говерле, больше нет. Вечера пресс-служба Минюста сообщила, что «Евразийского союза молодежи» в Украине теперь вне закона. О молодчиках из ЕСМ вчера упомянул и Президент. Мол, СБУ должна сделать все, чтобы найти виновников и наказать их со всей строгостью.
Видимо, история с Говерлой стала и для нас, и для власти пощечиной с отрезвляющим эффектом. До нас наконец-то дошло, что посягательство на государственные символы, даже если оно исходит от маргинальных элементов, должно караться как преступление против самого государства. До этого мы лишь «порицали» вандалов, тем самым развязывая руки провокаторам. Можно вспомнить лишь последние события: 14 октября в Полтаве забросали памятник Симону Петлюре бутылками с «коктейлем Молотова». В Харькове осквернили памятник Тараса Шевченко, а также залили краской даты «1932—1934» на памятнике жертвам Голодомору.
Мы спросили экспертов «Дня»: как должна реагировать власть и общество на любые проявления межнационального неуважения?
Владимир ПРИТУЛА, председатель комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:
— Зная ЕСМ как экстремистскую организацию надо сказать, что событий на Говерле можно было ожидать. Ведь именно ЕСМ организовывал и осуществил в свое время символическое перекапывание Перекопского перешейка и отделение Крыма от Украины. Было время, когда активистам ЕСМ был запрещен въезд в Украину, однако потом им это гуманно разрешили, и поступок на Перекопе так и остался не наказанным. Конечно, Украина — демократическая страна, однако экстремизм не имеет с демократией ничего общего и в демократическом обществе деятельность экстремистских организаций должна быть запрещена. Этот случай свидетельствует о том, что спецслужба в Украине или не работает, или занята совсем не тем, чем она должна заниматься, потому что именно СБУ должна бы знать о подготовке этого акта на Говерле и предупредить его проведение. Потому что именно экстремизм опасен тем, что он может спровоцировать радикальные действия других организаций или групп людей, что для Украины очень опасно, особенно на крымской почве. Еще один подлый поступок ЕСМ мог бы быть невозможным, если бы органы власти Украины сделали выводы из их крымской деятельности, а поскольку не было реакции, то они перенесли свою «работу» за пределы Крыма.
С другой стороны, меня удивляет отсутствие нормальной патриотической, я бы сказал, здоровой реакции политических кругов Украины. Понятно, что КПУ и ПСПУ, как откровенно антиукраинские силы отреагировали соответственно враждебно по отношению к Украине, а почему нет реакции Партии регионов, Социалистической партии, других партий, которые должны бы быть патриотами Украины? Это очень странно, ведь даже не полностью украинская сила Национальный фронт «Севастополь — Крым — Россия» осудил акцию ЕСМ на Говерле.
На самом деле мы понимаем, что настоящий российский народ и честные российские люди не имеют никакого отношения к этой акции, и они также ее осуждают, и тем большего наказания заслуживают эти экстремисты, которые совершили провокацию, направленную против всех россиян. Тем более жесткой должна быть реакция органов власти Украины.
Следовательно, фактически речь идет о том, что, по определению самого же Дугина, Россия ведет против Украины так называемую «сетевую» войну. Понятно, что не без ведома российских государственных органов в Украине созданы и поддерживаются антиукраинские экстремистские организации, деятельностью которых, как теперь доказано, повседневно руководят с территории России. Более того, не секрет, что на территории Украины активно действуют российские спецслужбы, начиная со спецслужб Черноморского флота. Надо отметить также, что Россия буквально наводнила Украину большим количеством своих «агентов влияния», которые ведут антиукраинскую деятельность. Например, непонятно с какой стати в Украине действует филиал затулинского «Института стран СНГ», который ведет агитационную и пропагандистскую деятельность против всего украинского. Государственные органы Украины должны разобраться со всеми этими организациями.
Григорий ГРИНЬ, военный историк, г. Донецк:
— В любом обществе существует достаточно большое количество людей, которые не приемлют определенные символы. Есть такие и в украинском обществе. Это своего рода экстремистские круги, которые есть и в других странах, вспомним хотя бы скинхедов, неофашистов... Подобные круги действовали и на Говерле. Это проявление бездумного вандализма, который может касаться чего угодно, как памятников Украины, так и, скажем, памятников на еврейских кладбищах, памятников героям Великой Отечественной войны. К сожалению, это реальность, от которой никуда не деться. И, на мой взгляд, не нужно в этом искать какую-то национальную или националистическую подоплеку.
Что же касается защиты национальных, да и вообще каких- либо святынь, то это, на мой взгляд, очень непросто. Нельзя же к каждому приставить солдата с автоматом. Хотя, с другой стороны, мне кажется, государство сегодня уделяет мало внимания своим памятникам — его задача не просто следить за ними, но и охранять их, реставрировать, ухаживать за разрушающимися монументами.
Я считаю, что власти сегодня — для того, чтобы защитить свои национальные святыни, — нужно не только кричать об этом, но и заниматься просветительской деятельностью, проводить уроки для детей, говорить об истории украинских национальных символов — флаге, гербе, Конституции, гимне... Тогда, я думаю, больше будет почтения к символам нашего государства, а также к спорным моментам истории Украины. В конце концов, во многих европейских странах памятники, посвященные различным моментам истории, мирно соседствуют друг с другом: в Великобритании, к примеру, памятники Кромвелю соседствуют с памятниками королям, в Германии — «уживаются» памятники Аденауэру и Бисмарку. В Украине же этого пока нет, но если мы научимся терпимо относиться ко всем точкам зрения, существующим в стране, случаев вандализма по отношению к национальным святыням автоматически станет меньше.
Николай ВАСЬКИВ, профессор Каменец-Подольского государственного университета:
— Неподобающее отношение к символам украинского государства, к сожалению, наблюдается в нашем обществе не первый день. Это касается Герба, Флага, о языке можно и не упоминать. Единственное, что радует в этой ситуации, — это явления преимущественно вчерашнего дня. Сейчас каждый более- менее публичный украинец пытается декларировать показной (а иногда и искренний) патриотизм. А далее деклараций дело чаще всего не идет. Не может не радовать, что у нас скоро закончит среднюю школу поколение, которое родилось, вырастало и училось исключительно в период украинской независимости. Вопреки тому, что воспитывали их и учили часто по старым конспектам, на советских фильмах и книгах-агитках. Все чаще чувство гордости переполняет, когда во время торжеств попадаешь в школу: в отличие от большинства наших государственных мужей, дети кладут руку на сердце и вдохновенно поют Гимн. Им патриотизму не нужно учиться, он является органическим составляющим их сознания. Формирование государственнического мышления, гордости за свою страну и уважения к ее символам продолжается. Не так быстро, к сожалению, как бы этого хотелось. А мы, педагоги или государственные мужи, даже если навсегда останемся «совками», должны содействовать этому процессу. Своей решительностью, неуступчивостью в защите государственных интересов, национальных символов.