Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неизвестный Олесь Гончар

18 апреля, 2008 - 19:18

17 апреля в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко прошел литературно-художественный вечер, посвященный 90-летию со дня рождения Олеся Гончара. На событие, инициированное Министерством культуры и туризма Украины и Национальным союзом писателей Украины, собралось немало друзей и коллег писателя, а также читателей разных поколений. Приятно, что в фойе театра можно было приобрести новое издание его произведений.

Этот многолюдный вечер был... камерным. По настроению. Кажется, зритель притих, чтобы не пропустить чего-то важного, неизвестного, не прочитанного между строками в «Твоей зоре», «Тронке, «Бригантине», «Знаменосцах», «Соборе»... Потому что выступающие говорили об Олесе Терентьевиче как о друге и коллеге. И как о живом. Т.е. о том, кто был, возможно, частицей их жизни, а теперь живет в сердце и памяти. Академик Николай Жулинский заметил, что прозаик инициировал восстановление Златоверхого Михайловского Собора — шедевра двух эпох — ХII века и расцвета украинского барокко ХVII — XVIII веков. Политолог Олесь Доний вспомнил, как в октябре 1990 года, во время «революции на граните», их, студентов, поддержал Гончар, который после этого написал заявление о выходе из коммунистической партии... А в воспоминаниях поэта Ивана Драча вырисовывался творческий вечер Олеся Терентьевича в 1968 году. «Чувствовалось удивительное напряжение, потому что уже вышел «Собор» и на писателя оказывалось давление, — сказал Иван Федорович. — А он улыбался, несмотря на такую драматическую ситуацию. И вот мы под крылом его улыбки прожили этих сорок лет. Кроме улыбки, писателя спасал удивительно твердый характер. Тот характер, которого так не хватает, прежде всего, современной украинской политике. Потому что, как известно, при уме, таланте и способностях судьбу человека, как и, наконец, нации, определяет все- таки характер». Народный артист Украины Дмитрий Гнатюк исполнил любимую песню «Стежина» Олеся Терентьевича и его жены Валентины Даниловны, присутствующей в зале. Удивительную атмосферу искренности усилила капелла «Хореа козацька» под управлением известного кобзаря Тараса Компаниченко, запев песни на слова украинских поэтов начала ХХ века (их пели в рядах советской армии во время Второй мировой войны, а потом за них можно было попасть в тюрьму, особенно галичанам и волынянам).

Одно из сильнейших впечатлений вечера — это, по-видимому, знакомство с отрывками дневника Олеся Гончара, которые мастерски прочитали актеры театра поэзии «Мушля». Ведь дневник — в определенной мере, исповедь. Слушаешь и осознаешь, что такого Олеся Гончара мы не знаем. Тонкого психолога. Точного аналитика времени. Философа-мудреца. Жизнелюба... И уже после услышанного можешь сказать наверняка, что одним из его кредо было — жить в соответствии с собой. Вот только некоторые из отрывков, которые говорят сами за себя:

«У Сталина был большой грех перед Украиной за тот 33-й, который забрал у нас людей больше, чем война... Особенно, когда ужасно умирали дети. Как те мои друзья братья Кисили — такие одаренные математики. Вчера еще были, а сегодня уже не пришли... Было время, когда я, ничего не зная о нем, восторгался Сталиным, но этого 33-го, этого геноцида я никогда ему не прощу!» Или: «Сегодня пленум ЦК КПУ. На украинском языке выступила одна только колхозница из Полтавщины. Впечатление, которое только и осталось — совесть есть у этой седой женщины». Или: «Зашла речь об украинской поэзии. Какие сокровища «Сміються, плачуть солов’ї», «Ой ви, ночі Донеччини, сині»! А «Рушничок» Малышко! А шевченковские шедевры! А Рыльского, Глибова! А франковское «Ой, ти дівчино з горіха зерня». Будут ли когда-нибудь эти богатства освоены миром? А это всего лишь одна грань народного гения». И в конце: «... метет вьюга. Кажется, метет по всей Украине. Вечером иду по бульвару Шевченко. Полно света. По аллее видно даже как летят тени от снежинок... А с далей наметает целые сугробы снега чистого-пречистого. И вдруг слышу пение. Поют у Владимирского собора. Голоса — молодые, чистые, сильные... А двери в храм закрыты, поют здесь, на улице «Ой, радуйся земле...» Горло перехватывают спазмы. Нет, не погибнет этот мир. Не верь этим воронам, вещунам, что только и видят в мире апокалипсис... Если душа народная способна так сильно себя проявить, мир будет жить!»

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ