Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неизвестный Якутович

17 февраля, 2001 - 00:00

В день рождения Георгия Якутовича, в первый день рождения без него, в Фонде содействия развитию искусств собрались самые близкие: жена, дети, друзья и ученики... Менее всего это походило на официальный вернисаж. И даже — на традиционный вечер памяти. Не случайно в выставочном зале не было фотографий художника. «Он с каждым из нас и он среди нас, и в каждом из нас есть что-то от Юры, — признался Игорь Верба, которому принадлежит и довольно точное определение творчества Георгия Якутовича: «Еще с институтских времен он разрушал границы устоявшихся академических традиций, ему душно было в привычных канонах. Он просто не вмещался в них ни статью, ни натурой. Быть художником — а значит быть человеком, быть самим собой — он мог только в пространстве. В пространстве жизни, в пространстве своего бытия...»

О том, какую цену приходится платить за то, чтобы «быть художником», мы, зрители, зачастую даже не догадываемся. Мы восхищаемся его иллюстрациями к шедеврам Коцюбинского и Гоголя, Франко и Стефаника, понимая, что это — более, чем иллюстрации — в них страсть, философия, восприятие прошлого, настоящего, даже — видение будущего самого Георгия Якутовича. Мы не перестаем разгадывать секрет его «Аркана» — гравюры, созданной сорок лет назад, на которой просто изображены танцующие гуцулы, но какова энергетика, какова сила эмоционального воздействия. Мы, наконец, вновь и вновь продолжаем открывать для себя «Тени забытых предков» — этот фильм-шедевр Сергея Параджанова, который просто немыслим без художника Георгия Якутовича. Как, впрочем, и без Ивана Миколайчука, Федора Манайло, Юрия Ильенко, Мирослава Скорика, Ларисы Кадочниковой...

Но какова же цена? Нет — ни успеха, премий и высоких званий, хотя и ими Георгий Якутович обделен не был, а «быть художником». Вдова Георгия Вячеславовича вспомнила, как после третьего инфаркта врачи предупредили: лет пять проживете, если, конечно, не будете перетруждаться. Но лишь только ему стало лучше — взялся за работу. Жизнь отмерила ему еще двадцать лет и ни одной минуты из них он не потерял как художник. Художник, о творчестве которого известно, кажется, все. Однако, на нынешней выставке, открывшейся в Фонде содействия развитию искусств, зрители смогут увидеть работы, которые выставляются впервые.

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ