В предчувствии весны Киевский центр современного искусства проявил не свойственный ему прежде романтизм. По крайней, мере, в названии новой выставки — «Фауст и Маргарита». Впрочем, одним названием дело и ограничилось. Ведь в дуэте художников, чьи работы и составили экспозицию, — немец Штеффен Мюлле и бывший харьковчанин Сергей Братков, — последний прославился как циник и арт-хулиган. Собственно, Братков и стал известен благодаря серии неполиткорректных фотографий одетых по-взрослому детишек.
Судя по всему, немецкий визави Сергея — также не слишком романтичная персона. Более того, у Мюлле тоже есть снимки странно, с вызовом одетых детей, а также прочие провокативные опусы на тему семейных ценностей. Так что интрига выставки заключалась в другом — кто в этом недобром дуэте отвечает за Фауста, а кто — за Маргариту.
Все быстро прояснилось в первом же зале, где на посетителей с огромного фотопанно томно смотрела возлежащая на мраморной скамье дородная «ню». В углу скамьи хорошо различалось нацарапанное кем-то «Костя». Братков остался верен себе — мало просто заманить зрителя, необходимо еще и умеренно поиздеваться над ним. Оттиски написанных готикой женских имен с другой стороны стены с «Костей» дополняли картину. А замыкал покои братковской Маргариты фильм «Love is pain» («Любовь есть боль»), где средних лет вспотевшая дама, имитируя эротические движения, во весь голос пела фольклорную любовную лирику.
Фаустианство Штеффена Мюлле приобрело более затейливую форму. Здесь царил беспощадный вуайеризм — каждый мог расстегнуть молнию и подсмотреть за спрятанным в спальном мешке розовым зайкой, но и сам любопытствующий становился объектом рассматривания, ибо попадал в объектив камеры, передававшей изображение на монитор, на потеху публики. Крест из четырех сцепленных револьверов предварял действительно впечатляющую инсталляцию — три фотографии, сделанные в кабине бомбардировщика в натуральную величину, и по центру — панно с мириадами маленьких человечков — то ли разбомбленные, занесенные в кондуит пилота, жертвы, то ли новобранцы, готовые занять свои места за штурвалами в бесконечной эскадрилье.
Так что сюжет прост и традиционен: с одной стороны, пусть смешная и нелепая, но любовь, с другой, пусть карикатурная, но власть, нарисованная, но война. Фауст слился с Мефистофелем и, чтобы остановить мгновение, готов, похоже, на все, на любое насилие, а Маргарита так и осталась собой, по-прежнему полна нежности и страсти, готовая терпеть боль во имя любви.
Мораль: занимайтесь искусством, а не войной. Любовью тоже можно.