Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Несколько встреч с покойным господином...»

В филармонии играют Моцарта
25 января, 2006 - 20:06
ПРИЧАСТЕН ЛИ САЛЬЕРИ К СМЕРТИ МАЭСТРО — ВЫЯСНЯЮТ ПЕРВЫЙ КАПЕЛЬМЕЙСТЕР ДВОРА (САЛЬЕРИ — АЛЕКСЕЙ БОГДАНОВИЧ) И БАРОН ГОТФРИД ВАН СВИТЕН (ОЛЕГ ТРЕПОВСКИЙ) / ИДЕЯ ПОСТАВИТЬ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНУЮ КОМПОЗИЦИЮ О МОЦАРТЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ДИРИЖЕРУ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛАРМОНИИ НИКОЛАЮ ДЯДЮРЕ

С 25 по 27 января в Национальной филармонии проходит фестиваль, посвященный 250-летию со дня рождения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Он открылся литературно-музыкальной композицией «С глазу на глаз с Моцартом», поставленной режиссером Ириной Нестеренко на основе художественно-исторического эссе «Несколько встреч с покойным господином Моцартом» известного российского драматурга Эдварда Радзинского.

— Этот год во всем мире проходит под знаком Моцарта, — сказал худрук фестиваля Владимир Лукашев. — Национальная филармония тоже не осталась в стороне от этой даты. Не соревнуясь с Национальной оперой в возможности презентации оперного наследия композитора, мы пошли дальше — организовали фестиваль Моц Арт Фест «Аве Верум». Он открылся оригинальной постановкой «С глазу на глаз с Моцартом» — симфония для действующих лиц с оркестром. Мы перевели историко-литературное эссе Радзинского в несколько иной жанр: соединили литературу, драму с симфоническим оркестром, хором капеллы «Думка», исполняющим «Капримозу» (в сцене смерти Моцарта), пригласив для постановки четырех замечательных артистов из Русской драмы и Театра им. И. Франко. В спектакле заняты: Николай Рушковский (он играет отца композитора Леопольда Моцарта), Олег Треповский (барон Готфрид ван Свитен), Наталья Шевченко (Констанция), Алексей Богданович (Антонио Сальери), а текст от автора читает сам Эдвард Радзинский, специально приехавший из Москвы на наш фестиваль.

В этом спектакле причудливо соединяются исторические документы и художественный вымысел, догадки Радзинского. Полтора часа действия зрители внимательно следят за сюжетом, рассказывающем о жизни гения, который умер в 36 лет, оставив в наследство всему миру бесценное сокровище — свою музыку, а был похоронен в общей могиле для бедных... Отравил ли Сальери Моцарта или это только легенда? Почему музыканты нелестно отзывались друг о друге? Почему Сальери — первый капельмейстер двора, обучавший принцесс, знаменитый композитор и педагог — свысока относился к Моцарту и говорил, что «Моцарт — это легко, изящно, грациозно, но не серьезно»? Да и современники маэстро, многие коллеги-музыканты считали, что Моцарт не может написать ничего глобального и серьезного...

Действие постановки происходит в квартире композитора в день его смерти. Радзинский придумал интересный сюжетный ход, рассказывая историю на основе «документального» материала — дневника барона Готфрида ван Свитена. Кстати, этот человек — реальная личность. Он был сыном лейб-медика королевы Марии-Терезии. Дипломат, тонкий знаток музыки, сам написавший 11 симфоний, финансово поддерживающий семью композитора и тот аноним, заказавший написать Моцарту заупокойную мессу. Этот «Реквием» стал последним произведением маэстро...

После репетиции Эдвард Радзинский признался, что киевский сценический вариант постановки эссе ему понравился. Хотя многие режиссеры брались за этот материал, но каждый раз что-то мешало осуществить проект. «Несколько встреч...» Радзинский написал по заказу радио Италии в конце 90-х годов. С тех пор эссе переведено на многие языки мира. А вопрос, который наиболее часто задают Эдварду Станиславовичу — существуют ли дневники и кто скрывается под именем пианиста N? (Открыл ли этот секрет Радзинский, о его исторических находках, гипотезах, взгляде на прошлое и будущее — читайте в ближайших номерах «Дня».)

Идея спектакля принадлежит дирижеру Симфонического оркестра Национальной филармонии Николаю Дядюре. Именно он пригласил Эдварда Радзинского приехать в Киев и выступить на премьере в роли автора, подобрал музыку к постановке. А это непросто. Ведь маэстро написал более 600 произведений в разных музыкальных жанрах. Как признался Дядюра, он отказался от фрагментов и цитат, исполняя с оркестром целые произведения. Как заверили постановщики, отныне этот спектакль войдет в репертуар филармонии, а те, кому не удалось посмотреть эту литературно-музыкальную композицию, смогут увидеть ее в марте (правда, уже без участия Э. Радзинского), но 5 декабря — в день смерти маэстро Эдвард Станиславович обещал вновь приехать в Киев и повторить спектакль в том же составе исполнителей.

Сегодня на фестивале Киевский камерный оркестр под руководством Эрнеста Гетцля (Австрия) исполнит моцартовскую 40 ю симфонию и Концерт для фортепиано соркестром №21, солировать будет кубинский пианист Хосе Эрнандес. А завершится фестиваль завтра знаменитым «Реквиемом» в исполнении Симфонического филармонического оркестра, капеллы «Думка» и солистов: Игоря Борко (тенор), Дмитрия Агеева (бас), Аллы Родины (сопрано) и Натальи Кислой (меццо-сопрано).

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ