Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Несмелый старт под золотым зонтиком

В киевском PinchukArtCentre открылась выставка 20 номинантов на получение одноименной премии
3 ноября, 2009 - 20:16
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

На экспозиции представлено более 110 работ. В финальном конкурсе принимают участие как отдельные художники — Мирослав Вайда, Артем Волокитин, Андрей Галашин, Гамлет Зинькивский, Никита Кадан, Жанна Кадырова, Майя Колесник, Владимир Кузнецов, Лада Наконечная, Оксана Проценко, Алексей Сай, Алексей Салманов, Олеся Хоменко, Алексей Хорошко, Иван Чубуков, Маша Шубина, — так и арт-группы BLUEMOLOKO, Шапка, SOSka, SYN. Выставка размещена на четвертом и пятом этажах PinchukArtCentre и будет продолжаться месяц, а 4 декабря будут объявлены победители.

Обладатели главной и двух специальных премий, кроме денежной награды в размере 100 тысяч гривен и 25 тысяч гривен соответственно, получат возможность пройти стажировку в течение месяца в мастерских всемирно известных художников: Андреаса Серрано в Нью-Йорке, Олафура Элиассона в Берлине, Энтони Гормли в Лондоне. Собственно лауреаты будут названы международным жюри, в состав которого вошли Франческо Бонами, арт-директор «Fondazione Sandretto Re Rebaudengo» (Турин), выходец из Украины фотограф Сергей Братков (Москва), Удо Киттелман, директор Новой национальной галереи (Берлин), всемирно известный украинский фотохудожник Борис Михайлов (Харьков — Берлин), куратор авторитетной лондонской галереи «Тейт Модерн» Джессика Морган.

Победителя в дополнительной номинации «Приз общественности» определят голосованием посетители выставочного проекта Премии.

В конце концов, награждать лауреатов в Киев специально приедет британский художник Демиэн Хёрст.

Параллельно в Центре проходит выставка «Рыжий лес», где экспонируется более 40 произведений живописи, фоторабот и видеоинсталляций украинских постмодернистов 1990-х: Сергея Браткова, Александра Гнилицкого, Александра Ройтбурда, Арсения Савадова и Георгия Сенченко, Василия Цаголова.

Что касается молодых номинантов, то они во многом похожи на их старших коллег — не столько по стилю, сколько по образу мышления, которое все еще остается привязанным к концептуалистским и постмодернистским образцам.

Киевляне BLUEMOLOKO маркируют окружающую среду выполненным под трафарет национальным орнаментом и выставляют фотоотчеты об этих опытах.

Также на фотографии сосредотачивается харьковчанин Артем Волокитин, показывая довольно провокационные фотографии обнаженных парней и девушек из серий «Подростки» и «Герой».

А вот фото Алексея Салманова (родился в Ростове-на-Дону, живет в Киеве) сдержанные, черно-белые и близки к социальным: в «Затемнении — Китай» лицо молодого китайца понемногу вытесняет из кадра лицо его ровесника-европеоида.

Снимки мукачевско-киевской «Шапки», наоборот, цветные и постановочные: серии «Жизнь» и «Наш семейный портрет» — о своего рода гуманоидах, живущих, женящихся и рожающих в противогазах.

Бывший львовянин, а ныне житель Коста-Рики Андрей Галашин рисует полотна, в которых коллажность поп-арта совмещается с анархической абстракцией а-ля Джексон Поллок.

Откровенно ироничные «Великаны» и «Моржи» киевлянки Олеси Хоменко построены на гипертрофии социальных типажей: все эти полные дядьки и тетки смешны именно в своем гигантизме.

Харьковчанин Гамлет Зинькивский показал свои близкие к сатире работы из серии «Зебра — Париж» и не менее остроумные экзерсисы «Винил-арт»: виниловые диски, расписанные акриловыми красками.

В свою очередь акриловые полотна одесситки Майи Колесник посвящены исключительно самолетам и подчеркнуто рациональны, на грани плаката или декорации.

Также сдержанны полотна Никиты Кадана из серии «Место действия»: художник рисует верхние планы городских площадей, отказывая им, однако, в статусе пространства ликования, превращает их в невзрачные и непраздничные абстракции.

Жанна Кадырова продолжает сооружать массивные объекты из керамической плитки, на сей раз это «Фрукты» и «Проломы»: геометрическая точность первых противостоит деформациям вторых.

Владимир Кузнецов демонстрирует фильм-документацию того, как художник ездит в автомобиле по улицам вечернего города и играет через громкоговоритель колыбельную. Отдельно — «Подарок»: разноязычные тексты, вышитые на белых простынях.

Лада Наконечная нарисовала «Три горизонта» карандашами прямо на стенах и сделала посвящение американскому художнику Феликсу Гонзалесу-Торресу, выложив на поле огромный квадрат из коробок с шоколадными конфетами. Торрес прославился инсталляциями из расходных материалов: каждый посетитель выставки мог забрать лист бумаги или конфету, также разложенные на полу в геометрическом порядке. Статическая, сладко пахнущая работа Наконечной, сопровождаемая текстом, написанным художницей, считывается как трогательное посвящение умершему мастеру.

Композиции-ассамбляжи львовянки Оксаны Проценко вольностью форм, эклектичностью техники и внешней эффектностью напоминают о подобных работах западных художников 1960 —1970-х.

Манера киевлянина Алексея Сая подчеркнуто однообразна и очевидно имеет в своей основе компьютерную графику и эстетику современных офисов — последнее нашло выражение в жесткой композиции «Плесень», в которой на столе толпятся сотни маленьких куколок в типичных костюмах офисных работников.

В целом, очевидно, что молодые художники только ищут свой путь. Важно, чтобы премия, имеющая все шансы стать одной из наиболее авторитетных в Украине и на территории бывшего СССР, как раз и способствовала появлению новых мастеров, оригинальных школ, реализации самобытных замыслов. Лишь в этом случае ее существование будет по-настоящему оправданным.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ