Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«НЕУД» «УДом» вышибают…

16 февраля, 2000 - 00:00

Накануне состоялись заседания коллегий всех министерств, они самокритично обсудили достижения и недостатки и признали работу правительства удовлетворительной. И, что характерно, те депутаты-коммунисты, которые являются ответработниками правительства и на внеочередной сессии проголосовали за «неуд», на коллегиях в своих министерствах проголосовали за «уд». «Где мораль?» — спрашивал Сергей Куницын. И только министр культуры автономии, коммунист Михаил Голубев, выйдя к трибуне, показал, где мораль, — он подал в отставку. Министр Совета Министров Олег Гаврин честно признался, что берет ответственность на себя за то, что до 31 января правительство не передало отчет Верховной Раде, и сказал, что завтра же отчет с подробнейшим анализом работы в прошлом году будет сдан в правительство — с опозданием на 10 дней. Депутаты имеют полную возможность заслушать на этот раз уже готовый отчет (с оценкой самого правительства «удовлетворительно»!) на очередной сессии 16 февраля. Получалось, что «неуду», поставленному Верховной Радой, правительство противопоставило свой «уд», и арбитрам, то есть избирателям, предоставили возможность решить — чья оценка точнее. Есть ли надежда на то, что на этой неделе, когда депутаты вновь соберутся в Симферополе, состоится действительно деловой разговор?

Надо честно сказать, что пока больше предпосылок к обратному. Похоже, стороны «закусили удила». Но если у правительства, как у стороны несправедливо обиженной, для этого есть основания, о которых мы сейчас скажем, то у депутатов, кроме личных амбиций, аргументов, кажется, и нет…

Итак, об аргументах каждой из сторон. На заседании правительства в качестве арбитров спора были приглашены представители городских и районных администраций, городские головы. Уж им-то снизу виднее. Городской голова Ялты Александр Марченко говорил о том, что было бы идеально, если бы подобных конфликтов не было, а те разногласия, которые, безусловно, могут возникать, могли бы обсуждаться и разрешаться в рабочем порядке. Он признал наличие в жизни полуострова общих позитивных тенденций, которые достигнуты на общем негативном фоне сложной экономической обстановки в стране, а следовательно, вопреки ей. Тем более правительство заслуживало не порицания, а серьезного анализа и принципиальной оценки. Глава администрации Нижнегорского района Жорж Ковалев сказал, что «критиканство никогда не приносило пользы». Он подчеркнул, что именно благодаря правительству сейчас степной Нижнегорский район имеет газ. Министр курортов Александр Таряник, в недавнем прошлом глава администрации Бахчисарайского района, сказал, что «доклад депутата Коцерубы с точки зрения хозяйственника есть самая настоящая ересь». Сергей Куницын сообщил, что сам депутат Анатолий Коцеруба, взявшийся выступить с содокладом на внеочередной сессии вместо председателя депутатской комиссии, признался: что мне написали — то и прочитал! Заместитель министра экономики Татьяна Шандра на заседании правительства охарактеризовала динамику промышленного производства: 1997 год — минус 24 процента, 1998 год — прирост 2,4 процента, 1999 год — рост 18,4 процента. Нарастили объемы производства на полуострове 104 предприятия, возросла выработка собственной энергии на 20 процентов, даже продуктивность животноводства возросла на 1,1 процента, сокращены все виды задолженности на 42,3 процента, создано более 4 тысяч новых рабочих мест, 11,9 тысяч человек получили временную работу, уровень безработицы сократился с 2,97 до 2,8 процента. Вместе с тем мукомольная, стекольная, топливная промышленности на полуострове уменьшили объемы производства, не удалось сократить количество неработающих предприятий.

Председатель депутатской комиссии по АПК, коммунист Федор Снегирев тут же выставил контраргументы: производство мяса сократилось и составляет 96,6 процентов к уровню прошлого года, молока — 96,9, шерсти — 75,1 процента. И тут проявилась вся разница подходов к делу со стороны Верховной Рады и правительства. Депутат обрадовался отрицательной тенденции и ухватился за нее, как за спасительную соломинку, даже не подумав, что и сам как председатель профильной комиссии отвечает за это снижение. С другой стороны, оно произошло на фоне общего кризиса сельского хозяйства, из которого его может вывести только глубокое реформирование собственности и земельных отношений, чему сами же коммунисты и сопротивляются. И «продолжают» по-старому: выполнил норму на 120 процентов — получай грамоту, на 90 процентов — выговор в зачетную карточку…

Можно представить себе эту картину: Верховной Раде нарочные из правительства под роспись сдают красочно изданный отчет. Собираются депутаты, рассматривают. Отчет несут Леониду Грачу. Он изучает. Есть два пути: выискать все недоработки и настаивать на своем «неуде», и второй — признать как есть, что по многим показателям это правительство работало лучше всех предыдущих, но тогда за что же топтали Сергея Куницына? Выбор Леонида Грача — это тест на политическую зрелость и профессионализм. Зрелые политики умеют признавать ошибки и умеют исправлять их. Политики средней руки, бывает, идут до конца. Но и здесь есть два пути: идти до конца, примитивно, напролом или же пойти на хитрость, совершить маневр, перегруппировать силы, выждать время. А это уже тест просто на честность. И политика здесь ни при чем. Есть и такая точка зрения, которая имеет, очевидно, право на жизнь: грязной политики не бывает — бывает либо чистая, либо никакая, ибо грязные дела — это не политика, во всяком случае, не та политика, которая пишется без кавычек. Кстати, крымский кризис и все эти ходы на многоклеточной доске, так же как и события в Киеве, — тоже признак кризиса парламентаризма. Но на уровне автономии. Очевидно, что практически на всем постсоветском пространстве лучшие образцы парламентаризма не приживаются. Элементарные вещи — отношения меньшинства и большинства не находят демократического разрешения. С другой стороны, отношения ветвей власти также не получаются, что свидетельствует об отсутствии традиций разделения властей. И было бы удивительно, если бы поколение деятелей, воспитанное на принципах демократического централизма, воспринимало демократию как естественное состояние. Психология человека, психология социальной группы — одна из наиболее стойких вещей в мире. Коммунизм должен уйти и из психологии человека. Тогда код демократии будет дан обществу просто в их человеческих ощущениях… Вот и вся увертюра к будущим баталиям на политической шахматной доске, которые, несомненно, не заставят себя ждать.

Никита КАСЬЯНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ