Развитие туристической отрасли у нас понемногу, с трудностями, иногда едва заметно, но набирает обороты. Представители Министерства культуры и туризма убеждены, что этот год станет для Украины туристическим прорывом по сравнению с двумя прошлыми годами, когда на развитие этой отрасли не выделялись средства. Сейчас же на развитие внутренней туристической инфраструктуры Министерству культуры и туризма Украины выделили 20 миллионов гривен. На эти деньги планируется сделать качественную рекламу этой отрасли и профинансировать несколько культурно-туристических проектов.
Также при поддержке этого ведомства и киевской власти, компании «Премьер Экспо» (Украина) и ІТЕ Group Plc (Великобритания) в конце марта проведут в столице ХIII Международную специализированную выставку: «Украина — Путешествия и туризм-2007». Ее уже назвали самым большим туристическим событием в Украине, а примут в ней участие более 60 стран. Наша страна будет представлять отдельный стенд с туристическими предложениями из всех регионов. По словам организаторов, по сравнению с минувшими годами, количество отечественных предложений от тех, кто предлагает на такой выставке активный туризм, увеличилось на 20%. Больше всего предложений традиционно поступило из Крыма, Карпатского региона, спа- курортов Сумщины. Новинкой в этом году станет экспозиция «Деловой туризм», потенциальными клиентами которого должны стать заграничные представители бизнеса. Однако, по мнению директора компании «Премьер Экспо» Александра Перова, сейчас у нас этот бизнес в зародышевом состоянии.
«Туризм очень многогранен. Он плотно пересекается с культурой, и это обязательно следует учитывать бизнесменам туристической отрасли, чтобы предоставить отдыху людей качество и содержание, — считает председатель Национального общественного совета по вопросам курортов и туризму Украины, советник министра культуры и туризма, вице-президент Ассоциации спортивного туризма Евгений Самарцев. — Например, строя гостиницу для туристов, следует помнить о музеях, замках, исторических усадьбах в данном регионе и способствовать их реставрации и ремонту. В этом году мы запланировали системную поддержку нескольких культурно- туристических проектов. Один из них — воссоздание исторической усадьбы конца ХIХ — начала ХХ века в Копылове по Житомирской трассе».
Что касается сельского («зеленого») туризма, то, по словам советника министра культуры, сегодня в Украине готовы принимать посетителей более 800 усадеб. Министерство обещает начать общую работу с Ассоциацией спортивного туризма по созданию маршрутов для пешеходов и велосипедистов, повышения качества услуг сельского туризма. Также специалисты подчеркивают, что необходимо принятие закона о льготном кредитовании этого бизнеса. Сейчас он дорабатывается и в ближайшее время будет подан на рассмотрение.
«Построить гостиницу в Украине трудно, как и создать любой другой бизнес, — считает генеральный директор Национальной туристической ассоциации Украины Виктор Безверхий. — Создание качественного продукта требует крупных кредитов, у нас есть и серьезная проблема с подготовкой кадров. А самое главное, мы будем пытаться пролоббировать вопрос об уменьшении НДС для туристической отрасли. Во всей Европе есть два уровня НДС: общий — около 20% и специальный — 5 — 10% для гостиниц и туристической отрасли. Сейчас мы готовим предложения для профильного парламентского комитета».
Собственно, с большим налоговым давлением на этот бизнес специалисты связывают и цены на отечественных курортах Черного моря, которые местами выше, чем за более качественные услуги в Турции. Прозаичная причина — повысить рентабельность своей гостиницы за максимально короткий срок — заставляет представителей туристической отрасли предлагать дорогие услуги. Александр Перов называет это «процессом эволюции» — когда цены на услуги сначала не соответствуют качеству, но со временем либо уровень обслуживания повышается, либо бизнесмен становится банкротом.
Как рассказал Евгений Самарцев, накануне летнего сезона его ассоциация вместе с Министерством культуры работает над стратегическим планом развития туристической отрасли. Кроме упомянутых законодательных инициатив, в нем большая роль отведена пропагандированию культурного потенциала Карпатского Края, Крыма, всей Украины. Обещают, если эта программа будет воплощена в жизнь, то, по крайней мере, ответ на вопрос: где провести два выходных дня, будет находиться легко.