Каждый десятый николаевец, согласно соцопросам, считает себя коммунистом. И несмотря на то, что две трети заявляют о своей аполитичности, прошедшие выборы подтвердили склонность жителей Николаевщины к левизне.
За Николаевом уже давно и прочно закрепился имидж «коммунистического заповедника». Или так — «красный Николаев». Да какой он красный? Скорее, как и многие города Украины, — серый. Особенно сейчас, на стыке осени и зимы, когда слякотно и уныло. Впрочем, если пройтись по городу, да включить фантазию...
Начинать лучше 7 ноября на главной площади города. Вот где краснота! Лозунги, транспаранты, флаги, флажки... «Культурную программу» можно продолжить и здесь, водя многочасовые, как это обычно бывает, хороводы вокруг памятника Ленина, а можно с главной площади (кажется, я забыл сказать, что она носит имя Ленина) выйти на главную улицу — Советскую — и, пройдя пять кварталов, уткнуться в главный проспект — Ленина. Он же приведет в один из районов города — Ленинский.
Когда на Западной Украине решительно, а в центральной размеренно рушили все, что напоминало о коммунистической эпохе, в Николаеве выжидали. Несколько национал-демократически настроенных активистов что-то — типа, а как же мы? — вякнули, но их быстро затюкали. Пожертвовали, правда, Розой Люксембург, Свердловым и Плехановым — вернули улицам исторические названия, зато Лениных сохранили. А теперь привыкли (или не отвыкали). Да и бюджету экономия...
...А если с угла Советской и Ленина не уезжать, то можно зайти в центральный продовольственный магазин города — «сотку». Когда-то типичный гастроном советского типа был приведен в божеский вид молодым и предприимчивым бизнесменом, а ныне беспартийным внефракционным депутатом Виктором Горбачевым. Накануне выборов многие офонарели: «сатрап и кровопийца» Горбачев повесил в магазине портрет Симоненко. «Никак в начальники облпродторга метит», — подумали одни. «Это у него юмор такой извращенный, — подумали другие. — В магазине висят портреты и мэра, и губернатора, и Президента, но в виде карикатур, а этот — в натуре». А третьи ничего не подумали — они глядели на витрины и ностальгировали по колбасе за 2.20. Однако в Николаеве ностальгируют не только по колбасе. Например, по работе судостроительных заводов. Помимо колбасы все помнят, что «при коммунистах» заводы работали, а не агонизировали. Правда, при царе-батюшке эти же заводы тоже работали, но кто сейчас об этом помнит?
Зато николаевские руководители — большие и маленькие — помнят времена построения светлого будущего, нет-нет — да и мелькают их лица на тех же первомайско-октябрьских тусовках. А как душевно отмечалось 80-летие комсомола! В Русском театре собрался весь партхозактив (прошлый, он же и нынешний), все всплакнули, песни пели, танцы танцевали, выпивали-закусывали, «паровозиком» скакали. Любовь, комсомол и весна, короче. И вдруг после 1 ноября нынешнего года все моментально прозрели. Вспомнили и заговорили об ужасах Советской власти, что не прибавляло в итоге популярности ни им, ни их кандидату. И николаевцы опять смогли почувствовать разницу...
...Его называют «последний первый». В том смысле, что — последний первый секретарь еще «того» обкома партии, Владимир Матвеев остался первым и нынешнего Николаевского обкома КПУ. Не бегал из стороны в сторону, не менял ни при каких обстоятельствах своих убеждений. За что его — особенно на фоне всех остальных — и переизбрали: и товарищи по партии — на пост секретаря, и избиратели — в парламент. Причем на прошлогодних парламентских выборах он не оставил ни единого шанса своим конкурентам. Умен, скромен, интеллигентен, строг, но справедлив. За что его и уважают, хотя и далеко не всегда любят. Будь я кинорежиссером, снял бы фильм «Коммунист-2» (или «Коммунист возвращается»), а на главную роль пригласил бы Матвеева. Кстати, если по всей Украине левые избиратели голосовали по двум принципам: «потому что Симоненко» или «чтобы не Кучма», то в Николаеве был и третий — «голосую за Симоненко, потому что с ним Матвеев».
Впрочем, все это лирика, и уже через пять лет «красный Николаев», похоже, станет анахронизмом. Уже и сейчас в самом городе, на президентских выборах, лидировал все же «действующий» — пусть и с небольшим отрывом, а Симоненко «выехал» за счет области. И тому есть объяснение. Социологов.
— Характерной особенностью области является то, что удельный вес сельского населения превышает городское, — говорит руководитель центра по изучению общественного мнения «Наваль-Эксперт» Леонид Белоконь. — И результат выборов в целом по области обусловлен демографической структурой населения.
При том, что большая часть населения области — сельские жители, здесь преобладают люди старше 50 лет — 55%, они же — основные избиратели Симоненко. А молодежи — тех, кто «обирає майбутнє», — меньше 10%. В городе же ситуация иная, что позволяет социологам называть создавшееся положение «перекосом демографической структуры». Доля избирателей старше 50 лет среди жителей Николаева — 35%, а молодежь от 18 до 30 — 16%. При этом в городе живут куда больше, согласно опросам, людей хоть частично удовлетворенных своей жизнью. Вот только в состязании «удовлетворенного» города и «неудовлетворенного» села победило последнее.