Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ноты по цене... кареты с лошадьми

7 апреля, 2008 - 19:57
ЕВГЕНИЯ БАСАЛАЕВА, ИСПОЛНЯЯ МУЗЫКУ ИЗ НОТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ РОЗУМОВСКИХ, ПЕРЕНЕСЛА ПУБЛИКУ В ЭПОХУ XVIII СТОЛЕТИЯ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В воскресенье в Колонном зале Национальной филармонии звучала музыка XVIII столетия.

Послушать сокровища нотной коллекции Розумовских пригласила меломанов худрук камерного ансамбля «Контрасты Киев-классик» Евгения Басалаева. Это уже четырнадцатый элитный вечер камерной музыки в международном проекте пианистки и первый концерт с исторической тематикой. В следующем году исполняется 300 лет со дня рождения Кирилла Розумовского — гетмана Украины и известного коллекционера. Говорят, что стопка нот, купленная им в Европе, стоила столько, сколько карета с лошадьми, упряжкой и девкой-служанкой в придачу... В то время музыкальные произведения тиражировались не простым набором, а гравировкой. Трудно сейчас определить ее стоимость. Это мог бы решить только аукцион. Скажем, рукопись симфонии Бетховена ушла с молотка за три млн. долларов.

Один из сыновей гетмана — Андрей Розумовский, будучи дипломатом в Европе, проявил себя не только как успешный политик, музыкант, но и как меценат. Работая в Австрии, он создал первый струнный квартет в Европе. Там познакомился и подружился с Моцартом, Гайдном, Бетховеном. Помог получить музыкальное образование Кристофу Глюку и даже спонсировал творчество Бетховена, а композитор в благодарность за это посвятил ему одно из своих произведений. Из Вены, где был тогда музыкальный центр Европы, Андрей тоже привез в Украину коллекцию нот.

Часть этой коллекции Евгения Басалаева разыскала в Национальной библиотеке им. В. Вернадского, а помогла ей это сделать зав. отделом формирования музыкального фонда этой библиотеки Лариса Ивченко. В Киев ноты попали в 1919 году (правда, не все — часть их оказалась в Харькове), а до этого почти сто лет они были законсервированы в Яготине.

— Ноты очень хорошо сохранились, — рассказала пианистка. — Возможно, потому, что были записаны на бумаге, сделанной из ткани. На некоторых страничках остались капли воска от свеч. Партитуры как таковой не было. Были только ноты, написанные отдельно для клавесина, скрипки или виолончели. Приходилось высчитывать такты на слух. Очень хотелось сберечь атмосферу того времени, дух эпохи. Поэтому некоторые произведения звучат на клавесине, как это задумано авторами. Хотя на этом инструменте играть тяжелее — и клавиши более узкие, и белые с черными на разных местах.

Произведения и их последовательность Евгения Басалаева выбирала по своему вкусу. Пианистка, чтобы передать дух прошлого, одела черное платье, стилизованное под XVIII столетие, которое специально для этого выступления изготовила дизайнер Ольга Андреева. Струящаяся, как луч света, музыка с витиеватыми переливами и вычурными красивостями словно переносила публику в светские салоны Вены, куда тянулась аристократия в жажде развлечений, где блистала золотая молодежь, утопая в роскоши на балах и торжественных приемах. Это трепетное любование красотой звуков, их полутонами, характерными для барочного стиля, исполнители ансамбля «Контрасты Киев-классик» передали очень точно. И хотя музыка довольно сложная, она звучала в исполнении Евгении Басалаевой и ее музыкантов легко, была подобрана очень гармонично. Быстрые мелодии сменялись таинственными, словно хрустальными, эмоциональные — нежными и трепетными. Прозвучало и произведение романтической эпохи для фортепиано и скрипки в обработке самой Басалаевой.

Наталия ЗИНЧЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ