Законопроект о конвертации просроченной задолженности государства по возмещению НДС в гособлигации, одобренный профильным комитетом, не попал в сегодняшний парламентский список для голосования. Да и в среду, в связи с задержкой обсуждения этого вопроса в сессионном зале, еще не было полной уверенности в том, что в четверг он будет поставлен на голосование. Хотя откладывать, по общему мнению, дальше некуда. Сумма задолженности, сложившаяся на 1 января, можно уверенно сказать, не маленькая. По различным данным она составляет от 2,7 до 11 миллиардов гривен! Но то, что бюджет (деньги налогоплательщиков), естественно, будет гарантом сделок по реструктуризации этого государственного долга, сразу же ставит множество вопросов. И, пожалуй, главные из них — откуда возьмутся средства на погашение облигаций и выплату процентов и как это скажется на самочувствии налогоплательщика, на семейныхом бюджете людей, постоянно кормящихся от государства — пенсионеров, учителей, врачей, милиционеров и т.д.?
Законопроект предусматривает обмен задолженности по НДС на облигации только при условии согласия предприятий- кредиторов. Таким образом, последние будут поставлены перед дилеммой: брать облигации и получать по ним проценты или же, как и прежде, не получать ничего. Выбор тут явно невелик. То же самое можно сказать и об уровне добровольности, плавно перетекающем в принудительность. Предполагается, что срок обращения облигаций составит 3 года, а правительство получит право регулировать процентную ставку, которая должна, как минимум, на 20% превышать учетную ставку Нацбанка (сейчас — 7%).
Но и сама конвертация госдолга также является условием для получения Украиной в случае необходимости (в рамках программы МВФ «упреждающий» stand- by) SDR514,5 млн. (предположительно около $700 млн.). В ходе визита миссии Фонда, которая находилась в Киеве с 18 июня по 1 июля, его эксперты настаивали на существенном сокращении объемов просроченной задолженности по возмещению НДС, а также сокращении количества налоговых льгот по этому налогу.
Немалые опасения вызывает долговая конвертация НДС у бизнесменов и промышленников. Так, почетный президент ОАО «Силур» народный депутат Владимир Зубанов сказал «Дню», что попытка разрубить гордеев узел с возвратом НДС его, безусловно, радует. «Силуру» не возращен НДС на сумму 7 млн.грн. Но есть ряд вопросов, на которые захочется получить ответ: сможет ли предприятие-должник по НДС, купив такие облигации, рассчитаться со своим долгом? Как будут приниматься такие облигации? Какова очередность их выкупа? Если это будет происходить в течении 3 лет, не получится ли так, что на это время предприятию придется «забыть» о возврате НДС? Сможет ли предприятие погашать этими облигациями задолженность по НДС, которая возникнет уже после их выпуска? Кроме того, сейчас можно использовать невозвращенный НДС на погашение налога на прибыль. После выпуска облигаций эта возможность отпадет.
Такова точка зрения тех, кто пострадал от невозврата НДС в прошлом и, казалось бы, должен голосовать за этот законопроект двумя руками. А еще есть те, на ком могут так или иначе сказаться его последствия, т.е. бюджетники. От их имени мы обратились за разъяснениями к главе подкомитета по вопросу внешних заимствований и государственного долга парламентского комитета по банкам и финансовой деятельности Сергею Кироянцу. Народный депутат пояснил, что средства для погашения облигаций и выплаты процентов по ним еще нужно найти. Для этого следует записать в основных направлениях бюджетной политики (а они уже приняты) соответствующую строку: включить соответствующие суммы в бюджет следующего года. Так что вопрос денег, как считает Кироянц, еще открыт. Очень сырой, по его мнению, выглядит и норма проекта о том, что вопросы по погашению облигаций будет решать совместная парламентско-правительственная комиссия. С. Кироянц подчеркнул, что возврат НДС в последнее время стал одной из наиболее коррупционных сфер деятельности на экономическом поле страны: одному возмещаем, другому — нет, третьего усиленно проверяем... «Инструмент облигаций, с последующим их дисконтированием и повторным приобретением бюджетом, может сделать ситуацию еще похлеще, чем сейчас», — уверен глава подкомитета. Но если исключить моменты, стимулирующие злоупотребления, то, как считает Кироянц, законопроект может способствовать «расчистке ситуации».
Один из вероятных плюсов реструктуризации долгов по НДС — активизация вялодействующего украинского фондового рынка. Тем не менее в Украинском фондовом союзе так не считают. Один из его учредителей, глава компании «Автоальянс» Анатолий Отченаш сказал «Дню», что только рынок сможет определить, воспринимаются ли им эти облигации. Но отвечать-то за них, по мнению специалиста, будет бюджет, а это ответчик, который, к счастью, никогда не станет банкротом. Но зато никогда в полной мере и не ответит — всегда сможет реструктуризировать эту задолженность и перенести ее дальше и дальше. «Невозврат НДС — это плохо, это риски, которые государству сложно нести, — говорит Отченаш, — а реструктуризация — лучше (какая-то ликвидность-то будет). Вот только какая и удастся ли создать вторичный рынок этих облигаций? Да и чем, кроме рисков, они будут обеспечены, на каких условиях выпущены? «Это как таблетка от головной боли. Она не лечит, но хоть успокаивает», — подытоживает руководитель «Автоальянса». Другой эксперт фондового рынка, консультант фирмы-хранителя ценных бумаг «Комекс-брок» Дмитрий Сапунов считает, что попытка реструктуризировать долговые обязательства в ценные бумаги правильная и прогрессивная, но весь вопрос в том, как это будет сделано. Сапунов уверен, что на рынке эти гособлигации спросом не будут пользоваться, а как составная часть «каких-то эндээсовских схем» — вполне возможно.