В Украине есть новый премьер-министр и члены правительства. Вчера по коридорам ВРУ с самого утра прохаживались провозглашенные в среду перед Майданом члены Кабмина. Павел Шеремета, Ольга Богомолец, Евгений Нищук раздавали журналистам комментарии, а депутаты ожидали часа «Х» для голосования. После несколькочасовых обсуждений народные избранники пошли на перерыв.
Затем спикер ВРУ Александр Турчинов объявил о создании парламентской коалиции «Європейський вибі» из 250 депутатов («Батьківщина», «УДАР», «Свобода», некоторые внефракционные народные депутаты). В зале заседаний вновь созданная коалиция сразу же выдвинула на голосование кандидатуру лидера фракции «Батьківщина» Арсения Яценюка на пост главы правительства. «За» — 371 депутат. «Это — «любовь», — отшучивались депутаты.
С ЛЮДЬМИ, ИЛИ ПРОТИВ
Реакция Майдана не замедлила. Еще в среду во время представления проекта правительства на Майдане, собравшиеся «зафукали» большинство провозглашенных претендентов, так и не услышав детальный проект реформ от вероятных министров и в который раз не получив возможности проголосовать за Кабинет министров народного доверия. Многие люди не скрывали своего разочарования от услышанного. Одобрительные возгласы протестующих в свой адрес получили только отдельные кандидатуры — Олег Мусий (министр здравоохранения), Сергей Квит (министр образования и науки)
Вместе с тем утверждать Арсена Авакова на пост руководителя МВД отказывалась большая часть Майдана. «Виталия Ярему!», — кричали митингующие под стенами Рады перед началом заседания ВРУ. Депутаты учли пожелание людей, и Ярема таки получил должность, но не министра внутренних дел, а первого вице-премьера. «Видеть Ярему в МВД хотел в первую очередь Петр Порошенко. Он и лоббировал интересы депутата, — сказал в беседе с «Днем» один из депутатов от «Батьківщини», который пожелал остаться неназванным. — Порошенко предлагали должность вице-премьера в новом правительстве или же спикера ВРУ. Он отказался. Скорее всего, будет идти на выборы Президента «незапятнанным». Но двоих людей в новое правительство таки «продвинул» — Ярему и вице-премьер-министра регионального развития и ЖКХ Гройсмана (бывший мэр Винницы, на одном из округов которой на прошлых парламентских выборах баллотировался депутат-миллиардер. — Авт.)»
Похожую позицию, по словам собеседника, занял и лидер «УДАРа» Виталий Кличко. «Кличко предлагали стать премьер-министром вместо Арсения Яценюка или же — спикером Верховной Рады, — говорит депутат. — Взамен Виталий требовал, чтобы Юлия Тимошенко не принимала участие в выборах Президента. Мы ответили, что хотим, чтобы он тоже не баллотировался. На этом «идиллия» закончилась и «УДАР» отказался принимать участие в формировании Кабмина».
КТО «В ШОКОЛАДЕ»?
Новый премьер Арсений Яценюк отметил, что его правительство — «правительство камикадзе». Одновременно в кулуарах парламента не под запись говорят, что в действительности на должности министров в новом Кабмине выстроилась целая очередь. «Значит, не такие уж они и камикадзе и не так мало денег в государственной казне», — говорит «Дню» один из экс-регионалов, который вошел в коалицию.
«Мы предлагали создать профессиональное технократическое правительство из людей, которые красиво проявили себя на Майдане, — комментирует «Дню» народный депутат от «УДАРа» Сергей Каплин. — Если политики от партий так хотели работать в Кабмине, то пусть бы занимали должности заместителей министров и помогали майдановцам. Надо засучить рукава и тяжело работать. Но мы проголосуем за новый Кабинет Министров и дадим ему шанс».
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
На вопрос, почему Майдан на список состава нового правительства отреагировала не так хорошо, как бы этого хотелось политикам, сами митингующие говорят, что большинство озвученных фамилий им были элементарно неизвестны, а тех, кого знали — не хотели больше видеть при власти. «С нами тоже никто не советовался, — сказал «Дню» в частном разговоре один из депутатов от «Батьківщини». — Сегодня все решают «люди Турчинова», а право вето и последнего голоса получила Юлия Тимошенко, которая таки планирует принимать участие в выборах и будет конкурировать с Кличко».
«Надо было полностью отдать всех министров майдановцам, — уверен Сергей Каплин. — Сегодня дело не в профессионализме. Его можно приобрести. Проблема в другом — необходимо, чтобы люди дали мандат новому правительству для непопулярных реформ, без которых выйти из кризиса невозможно. Сегодня доверие к политикам упало до минимума. В таких условиях, кому они больше поверят Яценюку или Булатову? Помогать же тем, кого выберет Майдан, политикам никто не запрещает».
Верховная Рада за последний год существенно выросла, говорит депутат, но «остатки нездоровой любви к власти, которые есть у депутатов разных политсил, все еще доминируют». «Люди умирали не за смену фамилий при власти, а за смену системы, — говорит Каплин. — К этому и надо идти». Если новая власть этого не поймет, ее ожидает фиаско.
ЭКОНОМИКА В ЗАЛОЖНИКАХ
Между тем в кулуарах народные избранники объяснили «Дню» экономическую подоснову голосования за новый «кабминовский набор». Как рассказал на правах анонимности народный депутат из новосформированной группы Кинаха, «поддержали, потому что страну надо спасать от экономической пропасти, но на какие-то экономические прорывы и чудеса никто не надеется». «Скорее наоборот, — после их «самопожертвования» легче будет наладить нормальную бизнес-среду и наращивать рейтинги в канун перевыборов», — сказал депутат.
«Мы не будем деструктивно мешать новой команде работать», — после голосования заявил «Дню» один из заместителей фракции Партии регионов Борис Колесников. Впрочем, по его мнению, вряд ли новоиспеченная команда построит принципиально новую экономическую модель развития страны, которой ожидает бизнес.
На вопрос «Дня», какие законодательные инициативы Кабмина Яценюка он и его коллеги по фракции готовы поддержать, Колесников ответил: либерализация бизнес-процессов, ликвидация Миндоходов и передача его функций Министерству финансов, внедрение электронной системы работы с налогами. «Возможно, в рамках внесения изменений в Конституцию, надо подумать о передаче профильным министерствам права депутатов писать законы», — подытожил он.
Внефракционная депутатка Анжелика Лабунская тоже голосовала «за» Кабмин, но в разговоре с «Днем» сообщила: мало верит в способность новой команды изменить монопольно-олигархическую экономическую систему. «Правительство профессионалов не пришло. Можно говорить красивые лозунги, но люди чувствуют фальшь, — эмоционально объясняет Лабунская. — Требование Майдан об отсутствии бизнесменов во власти стало причиной отказа некоторым кандидатам. В том числе и Арсену Авакову».
Однако, хотя официально бизнесменов на первых должностях в Кабмине и нет, за ними есть «теневые» фигуры, которые имеют мощные бизнес-связи, признаются сами депутаты. Как объясняют «слуги народа», официально к претендентам из «квоты Майдана» претензий нет, но не появятся ли они, когда мы увидим их заместителей? Как знать, как знать...
Как будут спасать страну и экономику от дефолта? Со слов Яценюка понятно: денег нет, нужны радикальные действия. О первоочередных шагах для стабилизации ситуации «День» спросил министра экономики Павла Шеремету. Закрепление евроинтеграции, удешевление кредитования экономики за счет плавающего курса гривны, дерегуляция, демонополизация нефтехимического сектора (читай: «Фирташ «Привет!». — Авт.) и медийной сферы, развитие малого и среднего бизнеса, — все это даст Украине основания для получения финансовой поддержки извне, говорит он. «Кредит от МВФ — это вопрос ближайших недель», — подчеркнул Шеремета. В целом же, продолжает новоиспеченный министр (один из тех, кого положительно воспринял Майдан), правительство будет ориентироваться на последующие годовые макроэкономические показатели: инфляция — 3—5%, рост ВВП — 2—3%.
КОММЕНТАРИИ
Константин МАТВИЕНКО, политолог, общественный деятель:
— Это не правительство народного доверия, не правительство коалиционное и не правительство техническое. Это что-то среднее, что обычно представляет собой очень неэффективный инструмент. Хорошо, конечно, что оно сформировано, ведь работы очень много. Сам этот факт можно приветствовать и надеяться, что из этого что-то получится. Ради начала системных изменений у этого правительства слишком мало времени. Этому правительству, фактически, досталась роль «пожарных».
Михаил БАСАРАБ, политолог:
— У меня определенный скепсис относительно действующего правительства. Правительство, сформированное в условиях политического и экономического кризиса, когда государство осталось без высшего руководства, когда нужно было учитывать пожелания разных политических и общественных субъектов, объективно обречено. Мы не увидим от правительства, которое было образовано в таких условиях и по таким принципам, эффективных реформ. Кроме того, присутствие в правительстве многих политиков из прошлого дает основания допускать, что мы не увидим кардинальных изменений в подходах к управлению государственным хозяйством.
Наиболее зрело в этой ситуации поступил Виталий Кличко как лидер одной из наибольших политических сил, партии «УДАР», который поддержал формирование нового правительства, голосовал за него, но не будет принимать в нем участия.
В целом, наиболее удачным назначением этого правительства я считаю Павла Шеремету. Чем больше специалистов и профессионалов будет в этом правительстве и, в частности, во главе нового Кабмина, тем оно эффективнее. Политикам нужно было отстраниться от формирования правительства и создать техническое правительство из специалистов.
Конечно, мы склоняем головы перед всеми активистами, которые были на передовой революционных событий, но назначение представителей общественного сектора не всегда были адекватными. Активисты могли занять должности руководителей общественных советов при министерствах или можно было инициировать создание каких-то других контролирующих органов при Кабмине в целом и при каждом из министерств для общественного надзора за их деятельностью.
Я с большим скепсисом отношусь к назначению на должности руководителей институций исполнительной власти представителей общественного сектора. Например, к назначению Татьяны Черновол на должность руководителя Антикоррупционного бюро. Я сомневаюсь, что у нее достаточно знаний, умений, навыков для осуществления необходимых реформ. Все же, общественные трибуны — это определенная специфика и общественная роль, но она не пересекается с работой в органах исполнительной власти. Руководители государственных институций должны быть в первую очередь хорошими специалистами и дисциплинированными исполнителями.
Хороший общественный деятель не обязательно будет хорошим министром или руководителем серьезных структур, на которые полагаются очень большие надежды. Борьба с коррупцией, люстрация — к этим структурам должно быть приоритетное внимание. Именно они должны предложить фундаменты для стремительных реформ. Коррупция — это системная и ключевая проблема Украины. От преодоления этой проблемы на 80% зависит решение всех других проблем. Это именно тот базовый кирпич, на котором держится вся эта испорченная система. Поэтому в структуры, которые отвечают за коррупцию и люстрацию, должны прийти специалисты, которые понимают сущность коррупционной системы изнутри, а не просто обнаруживают факты коррупции. Нужно понимать, за счет чего живет коррупционная система и каким образом ее можно разрушить. Нужны специалисты с системным виденьем.
Анна ГОПКО, общественный деятель, член Опекунского Совета НДСБ «Охматдет»:
— Мы требуем проведения реформ в медицине. Поддерживаем требования известного врача Ольги Богомолец провести международный аудит для выявления и уничтожения черных коррупционных схем, внедрения механизма электронных торгов государственных закупок лекарств, формирования абсолютно новой команды эффективных менеджеров без «коррупционных пятен» в биографии. Также требуем люстрации кадров, причастных к злоупотреблениям в прошлом. Кстати, мы уже подготовили соответствующий «черный список» и прилагаем его к обращению. Для нас важным является соблюдение прозрачности в назначении руководителей в органы государственного управления, подчиненных Минздраву — Государственной службы лекарственных средств, ГП «Государственный экспертный центр Министерства здравоохранения Украины» и др. Чтобы в Минздраве работали компетентные люди, мы требуем, чтобы утверждение заместителей министров происходило с привлечением общественности и прозрачным путем.
Также требуем привлечения общественности к созданию новой системы общественного контроля в медицинской отрасли, которая предусматривает создание наблюдательных советов при учреждениях здравоохранения с функциями разработки стратегии и контроля над финансированием. Мы требуем вывести из тени все тендеры по закупке лекарств и медицинского оборудования. Привлечь общественные и пациентские организации в качестве советников на всех этапах закупок. Сделать публично доступной всю тендерную документацию, которая подается участниками торгов с момента раскрытия тендерных предложений.
На отраслевом уровне — изменить систему регуляции цен на лекарства. На сегодняшний день единственным регулятором стоимости закупок является «Реестр оптово-отпускных цен на лекарства», который показал свою полную неэффективность (данные Центра Противодействия Коррупции). Поэтому сфера нуждается в разработке нового механизма регуляции экономически обоснованных цен. Такое обоснование обязательно должно включать анализ референтных цен. Государственное учреждение направляет не менее трех запросов, а уже из полученных ответов выбирает поставщика. Круг производителей каждого из зарегистрированных в Украине лекарственных препаратов является достаточно узким, поэтому не должно возникать никаких сложностей с применением этого инструмента. Но он будет эффективен лишь в том случае, если запросы будут направляться непосредственно и отечественным, и иностранным производителям, или международным дистрибьюторским организациям, таким как, например, Фонд IDA.
Анна ЧЕРЕВКО, Алла ДУБРОВЫК, «День»