Янчук — представитель того поколения кинематографистов, которое пришло в профессию с перестройкой. Даже в годы самого тяжелого кризиса отечественного кинематографа он регулярно снимал и выпускал новые ленты. Он имеет талант, на самом деле критически важный в наших условиях — умеет находить средства для своих проектов. Но, судя по всему, на новой должности этого будет недостаточно. По собственному признанию Олеся Спиридоновича, он теперь работает практически как следователь. Студия несколько лет не финансировалась, обросла коммерческими структурами с абсолютно непрозрачным менеджментом и сомнительным финансированием. Сказать, что там много проблем — это не сказать ничего; скорее, вся студия в целом — одна большая проблема. И решать ее нужно в корне, изменяя правила игры, принимая новые законы. Хватит ли на это смелости и влияния у нового руководителя?
На нашу просьбу об интервью Олесь Спиридонович откликнулся одобрительно, но попросил дать ему время. Мы встретимся через две недели, когда станет понятно, в каком состоянии находится студия и какие меры воздействия необходимы. Разговор с новым директором должен выйти на Пасху.
«КИНО (С ТЕЛЕВИЗИОННЫМ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО) ЯВЛЯЕТСЯ СВЕРХВАЖНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»!
Сергей ТРЫМБАЧ, председатель Национального союза кинематографистов Украины:
— Союз кинематографистов Украины одобрительно относится к назначению Олеся Янчука генеральным директором Национальной киностудии имени Александра Довженко. Более того, мы поддержали инициативу коллектива студии относительно выдвижения Янчука. Бывший министр культуры Леонид Новохатько несколько месяцев оттягивал с назначением, а затем неожиданно подписал новый договор с Игорем Ставчанским еще на пять лет. Еще, поскольку срок предыдущего договора со Ставчанским окончился где-то в начале октября, и сам предшественник Янчука не выражал желания продолжать работу на киностудии. Какие-то там силы оказывали давление на Новохатько, и он решил оставить все так, как есть. Хотя у него на столе лежало декабрьское решение студийного коллектива, поддержанное Союзом, относительно кандидатуры А. Янчука...
Конечно, с таким значением согласятся не все. Мы же выходили из того, что Янчук не только режиссер, но еще и продюсер, который имеет опыт работы с зарубежными инвесторами.
Ситуация, сложившаяся с киностудией Довженко, требует не продолжения стагнации, а достаточно радикального реформирования. Хочется верить, что это у Олеся Янчука получится. Конечно, при условии поддержки и нового руководства Госкино Украины (а нового председателя до сих пор не назначили!), и кинематографической общественности, и, в конечном итоге, наших бизнес-структур. Пора понять, наконец, что кино (с телевизионным кино включительно) является сверхважным элементом национальной безопасности! Еще в 1990-е мы быстро разоружились по многим направлениям, и теперь имеем то, что имеем...
Александр (Олесь) ЯНЧУК (1956, Фастов, Киевская область) — режиссер, продюсер, сценарист. Дебютировал в 1989-м короткометражкой «В далекую дорогу». В целом, Янчук известен как автор фильмов на наиболее обсуждаемые исторические темы: «Голод-33» (1991), «Атентат — Осеннее убийство в Мюнхене» (1995, об убийстве Степана Бандеры), «Непокоренный» (2000, о командире УПА, генерале Романе Шухевиче), «Железная сотня» (2004, о бойцах УПА на польско-украинской границе в 1944—1947 гг.), «Владыка Андрей» (2008, о Митрополите УГКЦ Андрее Шептицком). Сейчас в работе — «Тайный дневник Симона Петлюры».