В прошлое воскресенье, когда пресс-служба Президента Украины сообщила о визите за четыре часа до отлета главы государства в Сочи. С другой стороны, СМИ дают информацию о начале встречи и выставляют на сайте некоторые реплики президентов. А остальное — результаты переговоров, договоренности президентов — остается в тайне. И СМИ приходится гадать, о чем договорились президенты, не сдал ли украинский Президент национальные интересы. Если информация о договоренности президентов о получении Украиной статуса наблюдателя в Таможенном Союзе не вызывает особой реакции, то этого нельзя сказать о том, что Украина согласилась отдать ГТС в обмен на скидку за российский газ, как утверждают некоторые масс-медиа. Украинский политикум и граждане должны знать, что обсуждали и до чего договорились главы двух государств. Об этом говорится в заявлении партии «УДАР», которое было распространено по «Фейскубу».
«День» попросил бывшего уполномоченного президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского прокомментировать эту встречу и то, почему она окружена ореолом тайны.
— Я не знаю, о чем они договорились, но если все окутано такой тайной, то ничего хорошего для народа Украины в этих вчерашних договоренностях нет.
— А как в целом следует оценивать факт того, что встречи проходят под завесой такой тайны и Президент Украины едва ли не по вызову едет к Путину? Было ли такое присуще предыдущим украинским администрациям?
— Раньше такого не было. Как помните, когда был президентом Ющенко, то готовились такие встречи предварительно, и готовились соответствующие полномочия на подписание всяких документов. Никто из этого не делал никакой тайны. Темы для переговоров всегда освещали намного раньше, чем сам визит. Хотя президент может говорить без директив, такие вещи оформлялись, как положено.
— Что значит, ничего хорошего не может быть от этих переговоров. Можете это расшифровать?
— Я думаю, что в первую очередь речь идет о ГТС, и наш Президент прекрасно понимает, что отчуждать ГТС нельзя, но у него нет другого выхода, поскольку он не знает, что делать. Вокруг все его подводят. Он сам не может инициировать реформы, которые бы пошли, экономика остается нереструктуризированной, потому что боятся наступить на ноги олигархам. Потому что существует определенная зависимость. И по большому счету, вся надежда на Россию с тем, что ее после этого «кинут». Но так не будет однозначно. Потому что сдача ГТС — последний шаг перед развалом нашего государства. Но этого, по-видимому, не понимает власть, в частности того, что никому она не будет нужна позже.
— То есть фактически речь идет о том, как сообщают СМИ, ссылаясь на источники в правительстве, что Киев готов на условия российской стороны, когда «Газпром» станет ключевым участником консорциума.
— «Газпром», особенно в свете тенденций о потоках, в первую очередь заинтересован в том, чтобы контролировать Украину в целом. Потому что за «Газпромом» стоит Кремль, который не слишком скрывает желание контролировать страну. Сегодня существует ситуация, кто контролирует газ, тот контролирует всю Украину. Потому что практически вся экономика зависит от газа, и значительное количество людей физически потребляют газ. Сегодня нельзя отдавать газ даже на один процент. И это прекрасно понимают наши правители, но они действуют так, потому что другого выхода у них нет, а национальных чувств у них нет.
— Кстати, а как вы объясняете то, что со стороны России тоже нет информации о результатах этих переговоров?
— Я думаю, что это в интересах России, потому что ГТС сама идет в руки. Причем никто не озвучил, какова все-таки оценка ГТС и кто ее проводил. Предыдущий министр энергетики обещал эту оценку провести до ноября минувшего года, но ее нет. И Россия выжидает. Безусловно, для нее сейчас выгодно молчание, тем более что наверняка есть соответствующие просьбы со стороны украинской стороны, потому что все сорвется. Россияне это понимают и говорят, как правило, когда сделают работу.
— С другой стороны, неужели парламент не может ничего сделать, ведь существует закон, запрещающий передачу ГТС не только в собственность, но и в управление?
— В сегодняшнем парламенте, к сожалению, национальные элементы не имеют большинства, а существующее большинство — фактически пятая колонна. А те потуги, которые делает Яценюк, Кличко и Тягнибок — слабые.