Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О любви, измене и... аплодисментах

На Камерной сцене Театра им. И. Франко состоялась премьера моноспектакля «Марія» («Коли розлучаються двоє...»)
12 декабря, 2012 - 16:45
ДЛЯ ЛАРИСЫ КАДЫРОВОЙ РОЛЬ ЗАНЬКОВЕЦКОЙ — ЗНАКОВАЯ И ОДНА ИЗ САМЫХ ГЛУБОКИХ, КОТОРУЮ ПРИШЛОСЬ СЫГРАТЬ АКТРИСЕ ЗА ПОЧТИ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНЮЮ ЖИЗНЬ НА СЦЕНЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Известная актриса Лариса Кадырова сыграла роль Марии Заньковецкой. Напомним, в октябре в рамках IX Театрального фестиваля женских моноспектаклей был представлен «пилотный» вариант постановки. Ныне после некоторых доработок «Марія» появилась в афише франковцев. Для Кадыровой роль Заньковецкой — знаковая и одна из самых глубоких, которые пришлось сыграть актрисе за почти пятидесятилетнюю жизнь на сцене.

Моноспектакль «Марія» («Коли розлучаються двоє...») — драма, которая акцентируется на трагической любви двух личностей: Марии Заньковецкой и Николая Садовского. Это разговор об измене и всепрощении, ответственности и творческом бессмертии (режиссуру осуществил польский режиссер Збигнев Хшановский).

Лариса Кадырова надела на себя маску величественной женщины, которая имеет трагическую природу. Сюжет построен на переписке Заньковецкой и Садовского, исторических документах. И это переносит зрителей в ту далекую эпоху, когда жили гении.

В начале спектакля Мария Константиновна появляется перед зрителями в образе эксцентричной Прони («За двома зайцями»). Эту роль сама актриса считала провальной. Комизм Прони Прокоповны контрастирует с трагичностью последующих мизансцен. Героиня вдруг хватается за сердце, она не знает, доживет ли до вечера...

На сцене актриса перевоплощается то в цыганку Азу Старицкого, то в Леди Мильфорд Шиллера. Каждая из этих масок мирового театра раскрывает внутренний мир женщины, обреченной на трагическое переживание времени. Актриса сознается, что сознательно избрала для себя малоросский театр, хоть ее и приглашали в Петербург. Но она выбрала ту культуру, которая не имела поддержки, была запрещена, притесняема и преследована. Театр корифеев стал ее театром, тем миром, в котором она чувствовала себя свободной!

Ее первый брак был несчастливым, а вторая любовь — трагической. Любовь к Николаю Садовскому можно назвать могучей стихией. И потому так трагически воспринималась измена Садовского, которого Мария Заньковецкая любила до последнего дня.

Заньковецкая в спектакле проживает-проигрывает жизнь. Не случайно на ее столике тройное зеркало. И на краю сцены разбросаны цветы — вспышки славы. Правда, количество цветов парное. А зеркало — признак смерти, в нем рождается двойник, с которым фактически и говорит персонаж, а потом двойник должен забрать «оригинал» к себе... За окном проносят гроб с Николаем Садовским. Ему была верна Мария всю жизнь. «Я — однолюбка». Такова природа женской натуры, которая любит, отдаваясь этому чувству безумно.

Спектакль «Марія» — о любви и смерти, о вечных темах человеческого существования, о состязании женщины со временем, о готовности пойти на жертву, о трагическом выборе.

Постановка поражает философской глубиной. Этот спектакль в стиле театра Метерлинка или же Ибсена. В нем нет ничего излишнего, ничего, что искажало бы образ актрисы, что делало бы его упрощенным и искусственным. Лариса Кадырова смогла передать глубину двух самых сложных состояний — любви и измены. Действо происходит в условном «черном пространстве» (П. Брук), за которым — пустота смерти, в котором — одиночество и тишина... Мария Заньковецкая говорит вне времени и пространства, говорит в будущее, говорит для своей Украины, которая когда-то должна вспомнить ее.

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ