Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О простом и важном

В Киевском театре на левом берегу Днепра — премьера
14 июня, 2010 - 20:02
АДА РОГОВЦЕВА В СПЕКТАКЛЕ «ВАСЯ ДОЛЖЕН ПОЗВОНИТЬ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

В Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра поставили спектакль сразу с несколькими неизвестными — неожиданными и в то же время интригующими моментами.

Во-первых, неожиданным является название спектакля — «Вася должен позвонить». Во-вторых, автор пьесы — недостаточно известный для многих драматург, поскольку российский литератор и художник Катя Рубина писать пьесы начала сравнительно недавно. Но за произведение «Прогулки в Лю-Бле», по которому поставлен спектакль, уже получила премию на драматургическом конкурсе «Действующие лица». И, наконец, жанр спектакля («возможно, комедия») воспринимается несколько неопределенно. Зато, если в афише нового спектакля имя режиссера Екатерина Степанкова, а в главной роли — Ада Роговцева, то совершенно ясно: зрителю покажут чувственную, добрую историю и обязательно — о любви... Так и оказалось.

Спектакль «Вася должен позвонить» (вторая работа Екатерины Степанковой после спектакля «Розовый мост» на левобережной сцене) — очень актерский. Примечательно, что материал позволяет ввести две женские возрастные роли, блестяще сыгранные Адой Роговцевой (Рута) и Неонилой Белецкой (Рената). Это спектакль характеров, которые настолько колоритны, а некоторые даже несколько шаржированы, что кажутся нереальными, как из сказки. Только очень взрослой сказки — о желании любви и потребности в понимании. Именно от этого все проблемы персонажей, их недостатки и комплексы. Практически все в этой истории по-своему чудаковаты, но при этом милы, трогательны, сентиментальны. Они все сумасшедшие, и причина этого «заболевания» предельно ясна: патологическое одиночество и отсутствие душевного тепла.

Хозяйка частного пансиона Рута (Ада Роговцева) принимает у себя постояльцев и постоянно разговаривает по телефону с покойным мужем Васей — художником, умершим пять лет назад. Это дает ей возможность жить полноценной жизнью. Кроме того, она пытается уделить внимание каждому, чтобы чувствовать себя нужной. Бывшая арфистка ворчунья Рената (Неонила Белецкая) зациклена на собственных болезнях и недовольствах сыном — таким образом она заостряет на себе внимание окружающих, ищет заботы. Рената скорее комичный персонаж, а игра актрисы настолько ярка и искриста, что зритель с особым вниманием ловит каждую реплику и действие Неонилы Белецкой. Еще довольно молодая женщина Люля (Ирина Мак), казалось бы, буквальна и расчетлива, бодра духом. Но после оказывается, что она просто забыла, как это — быть счастливой. Ее племянница Лиля (Татьяна Круликовская) — художница-чудачка, немного напоминающая Амели из одноименного фильма с Одри Тоту в главной роли. Только Лиля более зрела, лучше знает жизнь, но при этом не утратила способность ей восхищаться. Интересны и неоднозначны мужские характеры. Грубиян и «специалист по мусору» Альберт (Михаил Кукуюк) оказывается добрым и отчаянным. А глухой и закрытый немец-психотерапевт Фогель (Андрей Мостренко) — влюбленным, решительным, а после и слышащим. Он ведь нашел, что, а главное — кого слышать...

В спектакле есть еще одно действующее лицо — телефон. Старенькая телефонная трубка, спускающаяся сверху, — словно связь с иным миром, в котором нет времени, дней недели, в котором уже ни с кем и ничего не может случиться. Этот мир, возможно, и дает надежду: Рута верит в него всерьез, кто-то, подыгрывая хозяйке, полушутя. Только вот любви всем хочется осязаемой и реальной. А еще — обыкновенного человеческого тепла и понимания.

Несмотря на то, что спектакль ощутимо затянут, его эмоциональные обороты не сбавляются, а наслоение интересных деталей и находок заставляет зрителя смеяться, плакать, думать... Довольно привлекательна в спектакле языковая игра: используется русский (на нем говорят вновь прибывшие гости), украинский, немецкий (психотерапевт-немец). А Альберт со своим украинско-кавказским акцентом вызывает просто взрыв зрительских эмоций. Украинская составляющая поддержана костюмом (вышитые сорочки), а также музыкой (музыкальный ряд в исполнении популярной группы «Пикардийская терция»). Музыкальное решение в контексте спектакля не кажется таким уж органичным, но качество музыки не может не настраивать зрителя на позитивное восприятие спектакля.

Кажется, в спектакле «Вася должен позвонить» как-то все просто: название, сюжет, смысловое наполнение. Возможно, потому актеры играют так легко, с удовольствием, словно восхищаясь происходящим. И в этой простоте кроется особое обаяние и особая важность. Ведь что еще может быть важнее, нежели возможность быть понятым и обязательно кому-нибудь необходимым...

Елена ВАРВАРИЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ