Нынешнее поколение молодежи очень отличается от своих ровесников из прошлого века в плане восприятия информации и скорости ознакомления с ней. И роль школы, образования, учителя должна изменяться созвучно этому явлению. Поэтому визит в Летнюю школу журналистики «Дня» министра образования и науки Украины, давнего друга «Дня» Лилии Гриневич стал чрезвычайно важным.
«Школа перестает быть единственным местом получения знаний. Когда-то дети шли в школу за знаниями, а теперь они в трехлетнем возрасте прекрасно владеют планшетом и могут лучше на нем все найти, чем их родители, — заверяет Лилия Михайловна. — И родители, и учителя часто нарекали, что учебные программы, внедренные во времена министра Дмитрия Табачника, перегружают детей и содержат слишком много теоретической информации. В результате, если дети когда-то теряли интерес к учебе в восьмом классе, то сейчас это происходит в третьем».
Поэтому сейчас в Министерстве образования и науки — горячая пора. Один за другим проходят семинары и обсуждения относительно реформ в образовании, только-только подбили итоги вступительной кампании, которая в этом году имела несколько нововведений. «Дню» Лилия Гриневич рассказала, какие трансформации ждут украинское образование в ближайшие несколько лет, какова роль учителя в формировании успешного ученика и как подготовить общество к амбициозным задачам, которые поставлены.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«МНОГИЕ НАШИ ПРОБЛЕМЫ ОТ ТОГО, ЧТО МЫ ЭКОНОМИМ НА КЛЮЧЕВЫХ ВЕЩАХ»
Кристина ПЕТРЕНКО, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова:
— Лилия Михайливна, как вы оцениваете работу механизмов вступительной кампании, внедренных в этом году? В частности, исключительно электронную подачу заявлений в вузы?
Лилия ГРИНЕВИЧ:
— Позитив электронной подачи — то, что вы находитесь дома, вам не нужно стоять под палящим солнцем, в длинной очереди много часов. Во время предыдущих вступительных кампаний люди даже теряли сознание, потому что это происходит как раз в разгар лета. Также в этом году все данные были сведены в такую систему распределения мест, которая полностью исключает субъективный фактор.
В начале вступительной кампании были технические проблемы, которые потом решили. Дело в том, что все абитуриенты захотели подать документы в первые дни кампании. Поэтому система «зависала», эти первые несколько дней было сложно, но проблемы решили, подключив дополнительный сервер и усилив разъяснительную работу.
К. П.: — Вы были среди тех, кто внедрял систему внешнего независимого оценивания в Украине. Как прокомментируете ситуацию с возбуждением дела против бывшего директора Украинского центра оценивания качества образования Игоря Ликарчука?
Л. Г. — Я не верю в то, что Игорь Ликарчук причастен к изменению результатов в базе данных с результатами ВНО. Надеюсь, что все обвинения, выдвинутые против него, будут сняты в суде. По предварительным сообщениям прокуратуры, было изменение около сотни результатов тестирования, и их, возможно, осуществили работники ІТ-отдела, имевшие непосредственный доступ к базе. Чему это нас научило? База должна быть защищена, любое вмешательство в нее должно быть выявлено. В том случае база не имела надлежащей защиты, и мы уже это исправили. Результаты нынешнего тестирования защищены от подобного вмешательства.
Мне кажется, что многие наши проблемы от того, что мы постоянно экономим, недофинансируем ключевые вещи. Ведь установление качественной системы защиты достаточно дорого, и этого не сделали вовремя из-за нехватки средств.
Другой фактор, тоже связанный с экономией средств, — заработные платы в УЦОКО. Если программисты получали там зарплату на уровне 2—3 тысяч гривен, это было как побуждение к злоупотреблениям. Теперь зарплату программистам подняли, но для этого понадобился такой горький урок.
Получается, что мы имеем высокую планку ожиданий, даем большие общественные задания, но не хотим финансировать. И это всегда ставит под риск общественно значимые системы. Поэтому моя позиция относительно ситуации с ВНО, с которой я обратилась в Генеральную прокуратуру, — чтобы они были чрезвычайно взвешенными в своих обвинениях. Виновные должны быть наказаны. Однако, когда обвиняется большая группа людей и озвучиваются необоснованные упреки, это может подорвать доверие к ВНО.
«ВНИМАНИЕ К УЧИТЕЛЮ ЕСТЬ ТОЛЬКО В РИТОРИКЕ»
Лариса ИВШИНА:
— Нам нужно укреплять культ знаний, культ образования! Мне кажется, что это очень нездоровая тенденция, когда все ждут, кого арестуют. Лилия Михайливна, что мы должны сделать, чтобы поднять авторитет украинского учителя?
Л. Г.: — Начну с главного: сегодня у нас идет выхолащивание кадров, которые увлечены образованием. То есть у нас недостаточно молодых людей, для которых профессия учителя является природосоответствующей, — ведь для этого нужно иметь талант и желание. Именно такие люди часто не попадают в эту профессию, потому что понимают, насколько будут ограничены в ресурсах.
Если наблюдать за детьми с хорошими результатами ВНО, то педагогика для них — как «запасная площадка». У нас нет надлежащего притока молодых заинтересованных специалистов в образование. А те, кто лучшие и работают на большом энтузиазме, становятся все старше и старше. Это — одна плоскость этого кризиса.
Другая плоскость — внимание к учителю есть только в риторике. Время от времени, по праздникам, чиновники много говорят об учителях, цитируют Ивана Франко. Такая — «Ода учителю», однако эта «ода» — в кавычках, потому что слова не подтверждаются учительской зарплатой. В тарифной сетке, по которой мы платим всем бюджетникам, есть разряды — с 1 по 20. Так вот, учитель высшей категории, который является лучшим, позиционируется по зарплате на 12 разряде. А ассистент преподавателя в высшей школе — на 16. На мой взгляд, и там, и там — зарплата ниже, чем должна быть, но для учителя это вообще очень мало. И сейчас мы, несмотря на затруднительную ситуацию, планируем хотя бы немного продвинуть учителя выше по тарифной сетке. Кстати, нашу позицию по этому вопросу мы выразили в законопроекте «Об образовании», который сейчас ждет рассмотрения в Верховной Раде.
Также есть проблема «потребительского» отношения к учителю. Из прежней системы образования я бы хотела возродить уважение семьи к учителю. Когда-то было неписаное правило, что родители в присутствии ребенка не имеют права плохо говорить об учителе. И даже если учитель допустил ошибку, они выясняют эту ситуацию именно с ним. К сожалению, это правило сейчас утрачено. Также и медиа должны делать свое дело, рассказывать о лучших учителях.
Кстати, мы сейчас работаем над проектом с короткими видеоуроками для учителей, которые покажут новые методы преподавания. У нас есть учителя, которые умеют дарить радость познания детям. Моя задача — сделать так, чтобы эту радость познания смог получить каждый украинский ребенок.
Поскольку мы имеем 17,5 тысячи школ, где работает почти полмиллиона педагогических работников, это — проект на десятилетие. Поэтому, кроме желания, необходима политическая преемственность в реформе образования. Такая реформа не осуществляется за один год, а у нас меняются правительства, парламенты, министры... В некоторых странах, например в Канаде, политические силы заключают соглашение о том, что принимается реформа образования, которая продолжается при любых политических конфигурациях. Обеспечить такую преемственность для нас очень важно.
О «СОВЕСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Анна ГОЛИШЕВСКАЯ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— Осенью 2016 года должно заработать Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО). Какими будут его первоочередные задачи?
Л. Г.: — Когда мы в Законе «О высшем образовании» описывали эту структуру, нашей идеей было сформировать независимый орган, который будет совестью высшего образования. То есть он должен независимо оценивать качество высшего образования, заниматься аккредитацией образовательных программ, аттестацией кадров. Например, в агентстве должен действовать комитет по вопросам этики, который будет рассматривать вопросы, связанные с плагиатом и недобросовестным получением научных степеней и ученых званий.
Но у нас были трудности с запуском Нацагентства. Как известно, оно должно было заработать еще в прошлом году, однако только теперь утвержден весь пакет документов, чтобы оно начало действовать. НАОКВО — коллегиальный орган, который должен выработать прозрачные процедуры и четкие критерии аккредитации и аттестации, чтобы не зависеть от мнения тех, кто лоббирует определенные высшие учебные заведения. Мы понимаем, что в агентство пришли люди из системы, которые знают, как она работает. И в настоящий момент мы привлекаем международных экспертов, чтобы они помогли выписать такие прозрачные процедуры, чтобы независимо от того, какой человек заходит в систему, эти процедуры заставляли ее работать честно, а если он нарушит критерии, система его выбросит. Поэтому в первый год работы агентства, по крайней мере до конца этого календарного года, у нас будет активная наработка документов и таких процедур.
Оксана КОВАЛЬ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— В интервью газете «День» вы отмечали, что некоторые преподаватели иногда проводят антигосударственную агитацию на уроках, и потому следует утвердить обязанности украинского учителя. На фоне недавнего скандала с преподавателями нескольких украинских вузов, поехавшими на конференцию в Крым, как продвигается этот вопрос?
Л. Г.: — Я уже обратилась к руководству этих заведений, чтобы они сделали соответствующие административные выводы. Преимущественно эти люди будут уволены. Действующее законодательство пока не дает нам полностью эффективные инструменты, потому что мы столкнулись с этой проблемой только в последние годы. Я считаю, что мы должны развить законодательство и получить такие инструменты.
Как министр образования и науки, я обращаюсь также к СБУ и Генеральной прокуратуре, чтобы они оценили ситуацию, сложившуюся, в частности, с посещением Крыма этими преподавателями, и, чтобы они предложили нам, как дальше развивать украинское законодательство, чтобы за такие проявления антигосударственной позиции и пренебрежения к территориальной целостности страны была надлежащая ответственность. Ведь когда такие люди едут на конференцию, которая легитимизирует аннексию Крыма, они своим присутствием также признают аннексию легитимной. Это значит, что они не уважают конституционно утвержденный государственный строй Украины и потому не могут работать в нашей системе образования. Моя позиция как министра образования такова, но она должна быть более четко обоснована украинским законодательством.
Мы прекрасно понимаем, что государство-агрессор будет инспирировать и специально поощрять подобные мероприятия для легитимизации аннексии Крыма, и когда туда будут ехать украинские граждане, это фактически будет продолжением захвата полуострова. Мы имеем четкую позицию и будем сотрудничать с СБУ, потому что в должностной инструкции учителя есть положение о том, что он обязан воспитывать у детей уважение к национальным, историческим, культурным ценностям Украины, ее государственному и социальному строю. Но какая ответственность за нарушение этого предписания — не выписано, поэтому нам необходимо поработать над этим вопросом с соответствующими органами.
«В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ЕСТЬ МНОГО ЛИШНИХ ВЕЩЕЙ»
Оксана ВОЙТКО, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— Младшая школа уже с 1 сентября этого года начнет учиться по обновленным программам. Родители-активисты поддерживают эту идею, но насколько сами учителя готовы к такой новации? Как за такой короткий срок удастся реализовать такой масштабный замысел?
Л. Г.: — Сейчас мы говорим только о программах начальной школы, при этом они не будут изменены абсолютно. Сегодня мы работаем в пределах действующего Государственного стандарта, учебники не изменились. В программах есть много лишних вещей, информации, которая не соответствует возрастным особенностям детей, слишком много теории. Некоторые тексты для чтения очень устаревшие, нудные и неинтересные детям, их можно заменить более интересными. Где-то есть слишком затеоретизированные определения, которые мешают воспринимать материал. Где-то на физкультуре, рисовании, музыке имеем немало теоретической информации, вместо того чтобы дети двигались, пели, творили.
Мы сбалансировали все это в соответствии с возрастными особенностями детей. Будут ли готовы учителя — это очень хороший вопрос. В августе, перед началом учебного года, проходят учительские конференции. На них мы хотим заинтересовать всех учителей начальной школы и приковать их внимание к этим программам, чтобы они поняли, что именно обновляется, чтобы они этим прониклись и перенесли в практику. Также мы планируем на платформе EdEra на протяжении года выкладывать для учителей новые учебные материалы, которые они смогут использовать. Это будут короткие видео-уроки о новых методиках компетентностного обучения.
Среди учителей всегда есть очень активная часть, «проводники», и есть инертная группа, которой ничего не хочется. Наша задача — подтолкнуть как можно больше учителей к изменениям, к желанию работать интереснее и главное — в интересах детей.
«ПРОБЛЕМУ С ЗАВЕДЕНИЯМИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМНО РЕШИМ В 2017 ГОДУ»
Ольга КУДЕРЯВЕЦ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— Весной много обсуждали ситуацию с заведениями профтехобразования, оказавшимися под угрозой закрытия. По вашим прогнозам, каким будет новый учебный год для этих заведений?
Л. Г.: — Напомню, что в рамках децентрализации полномочия по финансированию заведений профтехобразования передали местным бюджетам. При этом, на мой взгляд, допустили две ошибки. Первая заключается в том, что передали полномочия на города областного значения, которые имеют очень разную доходную часть. Например, такие большие города, как Львов, Днепр или Харьков, имеют большие поступления. А маленькие города, где нет промышленности и небольшое население, имеют маленькие доходы. И профессионально-технические заведения в малых городах вообще оказались без финансирования. Вторая ошибка — заведениям профтехобразования не предоставили поддержку из государственного бюджета в виде образовательной субвенции. Но в таких заведениях уже учатся дети после девятого класса, то есть они еще получают общее среднее образование. А на всех детей, которые учатся в школе, в Украине должна предоставляться образовательная субвенция.
Что мы делаем сейчас? Во-первых, с нового бюджетного года мы попробуем исправить ситуацию так, чтобы все профессионально-технические учебные заведения финансировались на областном уровне. Также им предоставят образовательную субвенцию. Но этим заведениям еще нужно дожить до 2017 года. И сейчас правительство, когда видит, что какие-то местные бюджеты не имеют доходов, чтобы профинансировать профессионально-технические заведения, добавляет туда деньги. Несколько недель назад на заседании правительства мы приняли решение о выделении 98 миллионов гривен для городов областного значения, в которых расходы на профессионально-техническое образование составляют более 20% расходной части бюджета. Пока что будем поддерживать тех, кому сложно, а с 2017 года решим эту проблему системно.
А. Г.: — Правительство выделило 170 миллионов гривен на создание в каждой области школ-хабов. Как продвигается создание таких заведений?
Л. Г.: — На данный момент создано 139 новых опорных школ или, как их еще называют, hub-schools, школы-хабы. Это та информация, которую мы получили от местных органов власти. На самом деле правительство выделило 200 миллионов гривен на оборудование этих школ и 600 миллионов гривен — на школьные автобусы. Местные органы самоуправления должны были доложить свои деньги к этой части и закупить оборудование и автобусы. Сейчас эти закупки продолжаются.
Опорная школа — заведение, куда будут свозить детей старшего возраста из других населенных пунктов. Потому что самая большая проблема получения качественного образования у нас существует на уровне базовой и старшей школы в малокомплектных сельских учебных заведениях. Есть начальные школы, которые должны быть как можно ближе к месту проживания ребенка. Это могут быть маленькие начальные школы, но они должны быть филиалами опорных школ. В сами же опорные школы дети старшего возраста из разных населенных пунктов должны подвозиться школьными автобусами. В опорных школах должны быть лучше квалифицированные кадры, лучшее оборудование, лучшие условия обучения, чтобы дети могли получать качественное образование.
На сегодня, по результатам ВНО, дети с сельских территорий имеют в десять раз меньше шансов получить хорошие результаты тестирования по иностранному языку по сравнению с городскими абитуриентами. Такое социальное неравенство недопустимо в среднем образовании, ведь оно обязательно по Конституции и к нему должен гарантироваться равный доступ. Мы должны это преодолеть, и это можно сделать через такие опорные школы.
«12-ЛЕТКА ИМЕЕТ СМЫСЛ С НОВЫМИ МЕТОДАМИ ПРЕПОДАВАНИЯ И НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ОБУЧЕНИЯ»
А. Г.: — Вы говорили о введении 12-летней системы образования. Эта идея вызывает немало споров в обществе. Как подготовить людей к восприятию такой системы?
Л. Г.: — Когда в свое время уже шла речь о переходе к 12-летней школе, пришел Табачник (Дмитрий Табачник, государственный деятель, в частности, одиозный министр образования времен президентства Виктора Януковича. — «День») и вернул 11-летнюю систему. С чем это было связано? Во-первых, 12-летняя школа требовала дополнительных расходов из бюджета. Тогда приняли очень простое решение — давайте не будем финансировать, вернемся к 11-летке. Хотя в то время не было войны и финансово-экономическая ситуация была лучше. Но обществу это понравилось, потому что не были заложены обновленные результаты 12-летней системы образования. Фактически выглядело так, будто то содержание обучения, которое было, просто растягивается на 12 лет. И никто не понимал, какую новую добавленную стоимость получат дети, если будут учиться еще год в средней школе.
Мы же ставим перед собой задачу изменить украинскую школу и объяснить эти изменения, в том числе изменения длительности обучения. Концепция новой украинской школы, которую мы разрабатываем, будет документом нестандартного жанра. Мы попытались в ней выписать популярным языком идеи закона «Об образовании», который лежит в парламенте. Мы хотим так объяснить, что должна быть новая украинская школа, чтобы это поняли все. Ведь читать закон сложно, а для нас важно, чтобы с его положениями ознакомились родители, учителя, журналисты и поняли, чем отличается 12-летняя новая украинская школа от нынешней, кроме еще одного года учебы.
12-летка имеет смысл только тогда, когда в ней будут новое содержание обучения и новые методы преподавания, ориентированные на формирование компетентностей, — это умение общаться на государственном и иностранных языках, математическая грамотность как умение применить математические модели для решения практических жизненных задач, умение критически мыслить и работать в команде, предприимчивость и финансовая грамотность.
Нам нужно, чтобы наши граждане, когда мы войдем в Европейский Союз, были конкурентоспособными и владели компетентностями, которыми владеет молодежь в других странах ЕС. Нам часто говорят, что у нас прекрасная система образования, а наши дети, выезжающие за границу, становятся там очень успешными. Но выезжает незначительный процент лучших, которые учились в специализированных школах. То есть в системе элитарного образования, тогда как строят Украину все. Во многих странах с высоким уровнем развития и жизни целью является построение общества образованных людей, когда большинство имеет хорошее образование и владеет упомянутыми компетентностями. Чтобы украинская школа обучала знаниям, умениям и отношениям, необходимым человеку в ХХІ веке, нам нужна большая продолжительность обучения, в которое мы могли бы вложить все необходимое. Полное общее среднее образование в Европе получают не менее 12 лет. Поэтому когда мы строим такую новую украинскую школу, мы пребываем в европейском тренде, в тренде современного общества.
КНИГИ «Дня» ВОЗВРАЩАЮТ УКРАИНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Марина СНИЖИНСКАЯ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Книги, которые выпускает «День», являются интеллектуальной литературой, достойной быть в каждом университете. Возможно ли это как-то реализовать?
Л. Г.: — Государство не может закупить на все университеты библиотеку «Дня». Сегодня университеты имеют спецсредства, которые сами зарабатывают. И это позиция университета, академического сообщества, закупают ли они определенные книги в свою библиотеку, или нет. Университету в рамках автономии никто не может диктовать, как формировать свою библиотеку. Однако рекомендовать книги «Дня» я могу. Как министр, я часто пропагандирую эти книги, считаю, что в них сосредоточено то, что должен знать каждый человек с высшим образованием.
Наличие «Дня» — один из маячков того, насколько критически университет анализирует пространство средств массовой информации и того, что у нас есть на рынке книгоиздания, важного для развития государственнической платформы в Украине. Ведь «День» возвращает украинское самосознание.
Дмитрий БАЙДА, Национальный университет «Острожская академия»:
— В этом году «День» отмечает 20-летие. Вы давно знакомы с проектами издания. Что можете сказать о «Дне» в целом с его большим деревом проектов?
Л. Г.: — Деятельность во власти сложна, на тебя давит много обстоятельств. И для меня чтение газеты «День» — это сверка ориентиров, потому что когда я чувствую, что у меня что-то сбивается в этом смысле, мне помогает восстанавливаться именно эта газета. Это возлагает определенную ответственность и на издание — имею в виду то, каким оно должно быть, чтобы удержать эту планку. Кстати, я знаю многих людей, для которых газета «День» является источником аналитической информации.
Кроме осуществления миссии просвещения, «День» очень интересен по формату: есть фотовыставка «Дня», глянец «Маршрут №1», библиотека, электронная версия, много других инициатив. Кто еще в украинском медиапространстве имеет такую широкую палитру донесения информации? Поэтому хочется, чтобы пространство «Дня» расширялось, а его читателей становилось больше. Потому что с людьми, входящими в этот круг общения, легче строить Украину.
Напомним, что в этом году Летняя школа журналистики проходила при поддержке Центра информации и документации НАТО.