Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

О свободе слова и хватательно-глотательных функциях,

или Почему необходимо защищать газету «За вільну Україну»!
26 июня, 1999 - 00:00

Но никому не дано право в цивилизованном правовом государстве (а именно в том, что Украина является таким государством, наши политические эмиссары постоянно убеждают Европу) совершать расправу над газетой, натравливая на нее государственные службы только за то, что она осмеливается писать то, что не нравится власти. Пытаться закрыть газету только за то, что она с открытым забралом стала на сторону самого сильного конкурента Кучмы на предстоящих президентских выборах — Евгения Марчука. Каждому видно, что в Украине и на Львовщине, в частности, уже несколько лет происходит ползучее наступление реакции. Потеря политиками «с порядочным лицом» (в силу своей неспособности эффективно барахтаться в нашей грязной межпартийной клоаке) тех немногих стратегических высот, которыми они владели, приводит ко все более трагическим последствиям. Наши «интеллигентные» политики как-то по-детски беспомощно сдали свои позиции таким себе политическим рептилиям мелового периода с их примитивными хватательно-глотательными функциями. А те не обременены интеллигентскими комплексами типа чести и совести — хватают и глотают все, что попадется под руку.

От имперского тоталитаризма начала 80-х годов с его «ручной» прессой как-то совсем незаметно (словно и не было горбачевской «оттепели» и непревзойденных образцов московской, киевской и львовской журналистики тех лет) Украина скатилась к примитивному унтерпришибеевскому давлению на СМИ как в стольном Киеве, так и на местах. Сегодня свободной чувствует себя только «желтая пресса» с ее порнографически-бандитскими опусами и рекламно-идиотскими сенсациями, и еще пресса, подхалимская к власти. И если некоторые газеты или телевизионные программы пробуют удержать завоеванные позиции свободной журналистики и высказываются «против шерсти», то сразу начинают ощущать силу удавовых объятий любимой власти. Вот и получается, что то, чего не мог в конце 80-х годов позволить себе в притеснении прессы всесильный секретарь ЦК КПСС — Егор Лигачев, теперь запросто позволяют себе самые обыкновенные периферийные божки.

Эти божки настолько осмелели, что даже бывшего премьера могут не впустить в Оперный театр, объясняя по соглашательскому телевизионному каналу, что вся эта история с Марчуком и Львовским оперным театром — давние кэгэбистские штучки. Если даже Юрий Шухевич и Левко Лукьяненко — за Марчука, а вчерашние председатели советских колхозов — против КГБ, то таки действительно, как писал Лев Толстой, все смешалось в доме Облонских...

Свобода слова — это когда ненавидишь чужие убеждения, но все отдашь за то, чтобы эти взгляды можно было высказывать. Но все эти высокие принципы — это интеллигентские штучки XX века. А в далекий меловой период, когда Земля дымилась, а в хвощовых лесах динозавры хватали и глотали, — этого принципа еще не придерживались.

Виктор СЕЛЬСКИЙ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ