В этом году их — 64 (в прошлом году было больше тридцати). Среди известных нынешних выдвиженцев: дирижер Василий Василенко и режиссер Василий Вовкун за постановку оперы «Богдан Хмельницкий»; художник Владимир Гарбуз за цикл картин «Барви рідного краю»; режиссер Александр Дзекун и актер Владимир Петрив за воплощение представления «Берестечко» по роману Лины Костенко; художник Константин Лавро за иллюстрации к произведениям классиков отечественной литературы; писательница Галина Пагутяк за роман «Слуга с Добромыля», писатель Василий Шкляр за роман «Ключ» и много других. А еще — вокальная формация «Пиккардийская терция» по концертной программе «Антология. Том I», «Антология. Том II», «С неба до земли» и Олег Скрипка за организацию этнического фестиваля «Країна мрій»...
С просьбой прокомментировать список номинантов этого года «День» обратился к члену Шевченковского комитета, писателю Михаилу Слабошпицкому:
— То, что количество номинатов увеличилось, наводит на мысль, что, очевидно, нам нужно менять методологию этой процедуры. Еще существует такой советский популистский момент: кто-то кого-то выдвигает, или номинанты сами ищут, кто может их подать... Вместо этого, на мой взгляд, следует создать Совет экспертов, как на Западе. И именно эксперты будут оценивать, какие три или пять произведений стали явлением. Только они должны предлагать Шевченковскому комитету работы для рассмотрения и голосования. Это во-первых.
Во-вторых, не секрет, что в списке не все конкурентоспособные произведения... Хорошо, что не прописано, мол, столько-то премий за музыку, а столько-то за литературу... Кажется, в этом году будет много коллизий. Как всегда, действуют внетворческие факторы. Кое-кого из номинантов будут рассматривать как моральных авторитетов. Однако есть полтора—два десятка настоящих имен, за которые просто радостно проголосовать.
В-третьих, мне очень приятно, что Олег Скрипка среди номинантов. Я считаю, что это, может, уже новый этап в творческой жизни премии. Потому что то, что делает Скрипка, — явление культуры и времени.
А вообще нужно понять, что не всегда традиция — это сила. Я считаю, что нужно менять сам процесс выдвижения номинантов. Кроме того, не может быть так называемого общенародного обсуждения. Потому, что если руководствоваться народными симпатиями, то тогда премию можно присудить «поющему ректору» Михаилу Поплавскому, а гениальному композитору Евгению Станковичу — нет, потому что его симфонии — это элитарное искусство. Я написал книгу о Нобелевской премии. Знаете, все присуждения сопровождались скандалами, и всегда много недовольных...