Четыре года работы, 28 отдельно написанных сценариев, незабываемые крымские панорамы, 228 съемочных дней, более 200 человек съемочной группы — и перед нами долгожданное детище продюсера Александра Роднянского и режиссера Федора Бондарчука фильм «Обитаемый остров» по мотивам одноименного романа братьев Стругацких. Результаты колоссальной работы интернациональной команды кинематографистов первым удостоен чести увидеть киевский бомонд, который 22 декабря ради такого случая собрался в кинотеатре «Украина».
«В Киеве всегда волнительно показывать фильм! Это город большого количества коллег, большого количества друзей», — говорит перед премьерным показом режиссер-постановщик картины Федор Бондарчук. Кстати, московский зритель увидит «Обитаемый остров» только 1 января.
Над окончательным сценарием фильма (а их, как уже упоминалось, было аж 28) работали Мария и Сергей Дяченко. В ролях — самые известные российские актеры. Вот только на три главных роли авторы взяли дебютантов — Василия Степанова (Максим Каммерер ), Петра Федорова (Гай Гаал), Юлию Снигирь (Рада Гаал). Пока что на суд зрителей представлена только первая часть фильма. Авторы это объясняют тем, что не хотели нагружать зрителей лентой длительностью свыше трех часов за один сеанс. Поэтому вторая часть «Обитаемого острова» начнет покорять сердца киноманов только через три месяца.
«Я понимаю, что сейчас фильм кому-то понравится, а кому-то — нет. Однако, прошу тех, кому понравится, рассказывайте всем, что он классный!», — выступает с просьбой режиссер Федор Бондарчук, добавляя, что это наиболее сложная картина, которую он когда-либо создавал. При этом творцы проекта не скрывают, что рассчитывают, в первую очередь, на молодежную аудиторию («16 лет»). И братья Стругацкие считали «Обитаемый остров» именно «юношеским романом». Возможно, поэтому собравшаяся в кинотеатре «Украина» аудитория, была несколько сбита с толку после просмотра фильма. Исполненный в лучших голливудских традициях, фильм заслуживает комплиментов за спецэффекты, съемку, компьютерную графику. Вместе с тем, «это русский фильм с характерной для нашего кинематографа рефлексией, с разговорами, которые пытаются если не ответить, то поднять «главные» вопросы», — сказал Александр Роднянский. Итак, насколько авторам удалось сохранить дух романа Стругацких — судить вам. А пока, вашему вниманию — впечатление первых зрителей.
КОМЕНТАРИИ
Лилия ПУСТОВИТ, дизайнер:
— В детстве я читала много произведений в жанре фентези. И мне всегда казалось, что славянские фентези и фантастика, особенно братья Стругацкие, вряд ли будут понятны всему миру. Они слишком сложные. Авторы «Обитаемого острова» элегантно вышли из этой ситуации. Они не пошли по следам Тарковского, потому что сейчас действительно другая аудитория. Как для российского кинематографа, авторы оказались очень смелыми. Отмечу, что очень удачно подобраны актеры. Главный герой в фильме выглядит просто Аполлоном. Что же касается костюмов, то, безусловно, это еще не Голливуд — потому что, понятно, и средства не те, но выглядят они очень убедительно.
Ольга ГЕРАСИМЬЮК, народный депутат Украины, телеведущая:
— Для меня очень важно, что продюсер Александр Роднянский уже традиционно начинает свои важные премьеры из Киева. Этими пробами на киевский публике он заявляет о своем доверии ее вкусу. Кажется, Киев для него — своеобразный талисман. Сценаристами картины он выбрал также киевлян Марину и Сергея Дяченко, которых я лично очень люблю и перечитала все их книги. Режиссер фильма Федор Бондарчук также гордится своим украинским происхождением. Ну, и конечно, привлекают Стругацкие — писатели, произведениями которых я зачитывалась в восемнадцатилетнем возрасте вместе со своими ровесниками. В их книгах мы искали для себя ответы на основные вопросы юности — особенно мы искали для себя объяснения непостижимых вопросов любви, гуманности, понимания людей и основных вопросов жизни. Нам трудно было услышать эти ответы в том обществе, где мы жили, — в условиях советского режима, в той извращенной неправде, которой мы дышали... Стругацкие для нас были глотком свободомыслия.
Премьера «Обитаемого острова» — симптоматичное событие для сегодняшнего дня. Сегодняшние 18-летние ищут ответы на те же и вопросы, в другой, но не менее сложной среде своей жизни. Ответы на те же вопросы свободы, любви, терпимости, справедливости. Анатолий Ярема, открывая вечер, сказал, что мы читали Стругацких в той стране, которой сегодня уже нет на карте. Сейчас мы смотрим Стругацких действительно в другой стране — и перед нами те же задачи остаться людьми. Мне очень интересно — как услышат молодые люди сегодня те подсказки, которые когда-то помогли нам?
Форма, в которой экранизирован роман, очень современная. Виртуальный мир и реальность ныне разделяет только кнопка компьютера «Power». Настоящие люди и почти настоящие — сосуществуют так тесно, что иногда хочется убедиться — кто рядом с тобой? Парадоксально, но именно в этом мире и вызревает огромная потребность — найти человеческое лицо, теплое, ясное, умное, хорошее. Красивое человеческое лицо, чистое, ясное — как у главного героя фильма. Мне кажется, именно этот поиск идет в «Обитаемом острове». «Яйцеголовые» юные мыслители, наверное, объяснят все лучше меня. Во всяком случае, когда-то, ища ответы у Стругацких, я именно так думала — взрослые даже не догадываются, что нам открылась недоступная им правда...
Я буду с большим интересом следить за ходом фильма по кинотеатрам, потому что хочу проверить Стругацких сегодняшним днем, точнее — настоящее время проверить Стругацкими, такими, какими их нам перевели на сегодняшний язык авторы этого очень выдающегося кино.
Юрий МИНЗЯНОВ, генеральный продюсеркомпании «Стармедиа»:
— «Обитаемый остров» — это событие. Никто у нас не снимал таких масштабных картин. Ну и роман Стругацких уже сам по себе вызывает огромный интерес. Как продюсер, а в прошлом режиссер, я просто не представляю, как можно было поднять такую махину. Признаюсь, на премьеру я шел с некоторым предубеждением, ожидая антиутопии в стиле «безумного Макса», чего я очень не люблю. Но я увидел настоящую фантастику, увидел, что это будет интересно целевой аудитории. Это убедительный и эмоциональный фильм. Меня приятно удивила эстетика киберпанка. Если идти к молодежной аудитории со Стругацкими и желанием быть ею понятым, то киберпанк — наиболее адекватный ход. Я горд, что у нас тоже есть такое кино.