Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Обожженные крылья Сильфиды

10 июня, 2008 - 19:37
НАЧАВ ВЫСТУПАТЬ НА КИЕВСКОЙ СЦЕНЕ В КОРДЕБАЛЕТЕ, ИРИНА ЗАДАЯННАЯ ДОВОЛЬНО БЫСТРО СТАЛА СОЛИСТКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ (НА ФОТО В РОЛИ ЭФФИ В «СИЛЬФИДЕ») / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

14 июня Национальная опера Украины посвятит свой спектакль прекрасной балерине Ирине Задаянной.

Она вписала яркую творческую страницу в историю украинского балета и очень рано умерла, но друзья, коллеги и почитатели таланта балерины помнят эту яркую личность. 14 июня балетная труппа Национальной оперы Украины посвятит Задаянной спектакль «Лебединое озеро».

Она была простой в жизни и ослепительно-красивой на сцене, несла в себе какой-то особенный отблеск искренности и романтичной одухотворенности. Вся ее творческая биография прошла на моих глазах: от участия в концерте выпускников Киевского хореографического училища, которое Ирина Задаянная окончила в 1980 году. Она была ученицей известных педагогов Кириловой и Жаймис, подготовивших целую плеяду прекрасных балерин 70—80 годов. Большинство их учеников, как и Ирина Задаянная, стали украшением многих украинских и зарубежных балетных сцен, лауреатами самых престижных хореографических конкурсов.

Юная танцовщица продемонстрировала в экспрессивном па- де-де из балета «Корсар» не только технику танца, а что-то большее, более значимое — индивидуальность стиля, что случается довольно редко, потому что приходит только с уже наработанными первыми партиями. Ирину без колебаний зачислили в прославленную Киевскую балетную труппу, на сцене которой она дебютировала в четверке подруг в только что поставленном О. Виноградовым балете «Напрасное предостережение». Начав в кордебалете, Задаянная довольно быстро и стремительно прошла путь до солистки и уже через два года танцевала Русалку в «Лесной песне», Эффи в «Сильфиде», Муху-Цокотуху в одноименном балете, подруг в «Лебедином озере» и «Дон Кихоте». Ирина завоевала бронзовую медаль на довольно престижном Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария). Но это были только первые до партий, которые принесут славу не только ей как балерине, но и обогатят украинское балетное исполнительское искусство — это жемчужина романтического хореографического наследия «Жизель», где Задаянная исполнила заглавную партию; героический «Спартак», в котором она создала драматично очерченный образ Фригии; философская притча-балет «Легенда о любви», в которой станцевала партию Штырин, раскрывая грани очень сложного и неоднозначного характера восточной женщины.

Дебют Ирины Задаянной в партии Джульетты стал открытием для балетоманов, которые видели этот спектакль при участии примадонны Людмилы Сморгачовой и Татьяны Таякиной, где, казалось, нет возможности донести что-то новое и более яркое. А Задаянная смогла! Зритель почувствовал в ее танце невыразимо нежное звучание едва уловимой паутинки непостижимости счастья. В любви ее Джульетта раскрывала свое сердце не только Ромео, но и всему миру. Выдающийся хореограф Анатолий Шекера, для которого танец был неотъемлем от его философского наполнения, увидел в Ирине Задаянной огромные творческо-исполнительские возможности. В его балетах она станцевала ряд партий, в частности и в современных балетах «Княгиня Ольга» (Милуша), «Прометей» (Искра).

Задаянная протанцевала на киевской сцене двадцать лет, и хотя оставалась в хорошей форме, позволявшей быть в исполнительском процессе еще не один сезон, она твердо закончила карьеру балерины. Ни один человек не мог укорить Ирину, что она перебрала свой возрастной лимит на сцену. Задаянная ушла красиво, оставив зрителям сожалеть за ее выступлениями, сравнивать с ее трактовкой других балерин, которые стали исполнять партии из ее репертуара. Она спешила реализовать себя в другой творческой ипостаси — хореографа... Активно включилась в творческий процесс Театра им. И. Франко, в спектаклях которого за три неполных года поставила ряд ярких танцев и хореографических миниатюр. Ирина Задаянная особенно тонко чувствовала время, эпоху, прониклась подзабытым жанром средневековой школьной драмы и украсила выразительной хореографией спектакли «Трагикомедия о воскресении мертвых» Г. Кониского, «Букварь мира» Г. Сковороды. Ее лебединой песней и в жизни, и в творчества стала хореография в спектакле «Наталка Полтавка» И. Котляревского...

До боли тяжело осознавать, что в расцвете творчества, очень рано погасла жизнь неординарной, талантливой творческой личности, которая жила ради сцены и искусства, раскрывала ему свое горячее сердце...

Василий ТУРКЕВИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ