«У меня две новости. Обе плохие, хотя правительство утверждает, что первая новость хорошая. Так вот, во-первых, говорят, что Митюков (министр финансов. — Авт.) таки договорился с ING Barings. А во-вторых, для нас (украинских банкиров. — Авт.) это может означать одно — мы, вновь добровольно, поможем Нацбанку решить проблему задолженности перед ING Barings». — говорил вчера утром по «мобильнику» один киевский банкир другому.
Случайно услышанный корреспондентом «Дня» обрывок разговора, на самом деле распространенная версия того, как именно Минфин намерен выполнить свои обязательства ($163 млн.) перед ING Barings. То есть всем, в принципе, понятно, что правительство (в лице Минфина) не очень может да и не очень-то хочет (а кто захочет, если есть хоть призрачная надежда отсрочить час расплаты) немедленно погашать свои облигации, купленные ING Barings (в этом контексте, правда, не понятно, почему Украина ранее согласилась взять кредит под 16–17%, тогда как, например, международные организации кредитуют под 8–9%). С другой стороны, понятно и рвение заграничного банка вернуть свои кровные и в следующий раз быть еще более осторожными, связываясь со странами, лишь претендующими на цивилизованность. К переговорам, грозящим зайти неведомо куда, подключился МВФ.
Примечательно, что в нашей стране очень большой демократии, журналисты оказались на информационных задворках. Официальной информации нет, а смельчаков, желающих комментировать происходящее можно посчитать на пальцах. Председатель Нацбанка Виктор Ющенко вежливо отправил журналистов к министру финансов. Господин Митюков отделался пространным: «Правительство ведет переговоры о реструктуризации займа, тогда как ING Barings продолжает настаивать на рефинансировании».
В то же время председатель правления банка «АЖІО» Станислав Аржевитин рассказал «Дню», что в переговорах уже видны первые подвижки. «Во всяком случае дефолтных заявлений пока не было», — сказал он. По его словам, банкирам было предложено через Нацбанк погасить задолженность правительства перед ING Barings с условием погашения в следующем году образовавшегося долга высоколиквидными акциями привлекательных предприятий. Банкиры, по вполне понятным причинам, отказались. Тогда, по словам С.Аржевитина, банкирам предложили выдать кредиты Нацбанку, который погасит задолженность. Однако официальных переговоров с Нацбанком пока не было.
Думается, что банкиры не упустят возможности «поторговаться» с Нацбанком о снижении процентных ставок и согласятся на кредитование НБУ, но при определенных условиях. Это, правда, не означает, что снимутся все вопросы. Во всяком случае, уверенности в том, что будущие политико-экономические изменения не отразятся на отношениях между Нацбанком и коммерческими банками как не было, так и нет.
Советник главы правления Нацбанка Виктор Лисицкий дал понять корреспонденту «Дня», что даже, если ING Barings и согласится на какие-то уступки, то «радоваться особо нечему», ведь долг все равно придется возвращать. «Если оценивать возможность реструктуризации в контексте сегодняшней ситуации, то это, конечно, пусть и не ахти какой, но выход, — отметил В.Лисицкий. — В то же время результат этих переговоров может показать Украине на кого она может положиться. Ведь мы будем больше доверять иностранным банкирам, которые в трудную для нас минуту делают шаг навстречу».
Остается только догадываться, какие изменения произойдут с доверием к нашему правительству со стороны иностранных кредиторов (мы увидим это даже независимо от результата переговоров). И может случиться так, что наше возросшее в трудную минуту доверие просто будет никому не нужно.
P.S. Любопытно, что за последний месяц денежная база в стране увеличилась на 15%. Как сообщает агентство Интерфакс- Украина, «новые» деньги не связаны с прямой эмиссией и ушли на приобретение Нацбанком $60 млн. и на покупку у Минфина... новых ОВГЗ... Нацбанк по-прежнему остается единственным покупателем минфиновских облигаций.