Драматичные тона преобладали в программе Недели испанского
кино, завершающейся сегодня в Киевском доме кинематографистов. Впрочем,
испанское кино для нашего зрителя во многом еще остается неизведанным явлением.
Пожалуй, только два имени — Педро Альмодовар и Карлос Саура более-менее
известны за пределами Пиренеев.
На Неделе же представлены картины пяти режиссеров. Ленты
Альмодовара (увенчанного в этом году «Оскаром» за лучший иностранный фильм)
и Сауры, соответственно, открывают и завершают показ. В целом же по продемонстрированным
фильмам видно, что в Испании много режиссеров «хороших и разных», однако
некий общий эмоциональный, даже жанровый знаменатель у них есть. Как правило,
это драма, герои которой — обычные люди, современные испанцы и испанки,
чья обыденная жизнь подвергается серьезным испытаниям — как внешним, на
уровне социума, так и внутренним, в кругу семьи. Страсти в этих фильмах
подчас нешуточные, и места легкомыслию, иронии, столь распространенной
у соседей-французов, здесь нет. Среди всей программы только картина Алекса
де ла Иглесия «День зверя» числилась по разряду фантастической комедии.
Даже известный шутник, обладающий весьма ясным, хотя и несколько специфическим
чувством юмора, Педро Альмодовар в своей поздней, 1995 года, картине «Что
я сделала, чтобы заслужить это» с поначалу легкой, искрометной интонации
очень быстро сбивается на мелодраму: смех теряется среди звона разбивающихся
сердец. Трагическая развязка и полная безнадежность довлеют в «Охоте» Карлоса
Сауры.
Кто знает, бурная ли история с перетекавшими одна в другую
войнами, переворотами и диктатурами тому причиной, но испанское кино до
сих пор пребывает в некотором очаровании трагического. Возможно, это и
затрудняет ему завоевание более широкой, достойной мастерства испанских
режиссеров аудитории. Но есть у этих широкоэкранных драм и несомненное
преимущество: гуманистический пафос, честное стремление разобраться в причинах
человеческого неблагополучия — одним словом, те качества, о которых основательно
позабыли иные «продвинутые» кинематографии.