Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ода «аудиоказачеству»,

или Так ли страшен «пират», как его малюют
1 февраля, 2001 - 00:00

Посвящается Неизвестному Пирату

Если следовать букве международного законодательства, то почти все население Украины можно считать соучастниками преступления, ибо чуть ли не в каждой семье завалялась парочка музыкальных компактов или CD-ROM’ов. А значит — Ты поддержал аудиопиратов. Однако мировое сообщество борется за Твое спасение и, кажется, доборется скоро до того, что у Тебя вскоре вообще не будет возможности приобрести любимый диск…

Оговорим сразу: пиратство — это зло, ибо практически является кражей интеллектуальной собственности. Но рассмотрим аудиокорсарство сквозь призму украинских интересов, как такое себе «козакування» в царстве звука. Условно пиратство можно разделить на «внешнее» и «внутреннее». Внутреннее — это не лицензионный (контрафактный) выпуск альбомов отечественных, украинских исполнителей, а внешнее — то же самое по отношению к заграничным певцам и музыке. Нынче «внутреннее» пиратство, если не считать мелких кустарей на периферии, практически умерло. И состоялось это «очищение» не благодаря репрессивным действиям госорганов, а главным образом через достижение договоренностей с продюсерами, музыкантами и соответствующей ценовой, рекламно-просветительской и местами «фейсом об тейбл» политикой ведущих украинских аудио- фирм. А вот, что касается пиратства «внешнего», то здесь картина более интересная.

Уже лет с девять прошло с тех времен, когда компакт-диск в Украине воспринимался как дорогая заморская экзотика, а первые пиратские, так называемые прибалтийские CD стоили на базаре 8–10 баксов, при этом без упаковки и распечатки. И благодарить за это Ты, украинский меломан, должен в первую очередь пиратов — сначала «китайско- болгарских», а с недавних пор — отечественных. Именно благодаря им в Украине приобрел популярность, более того — вообще стал доступным формат компакт-диска, с тех пор, как цена на него упала в среднем до 2-х долларов за экземпляр при себестоимости 0,9–1,10$. Благодаря «аудиоказачеству» украинский потребитель имеет возможность идти в ногу с мировым музыкальным рынком, ибо пираты так наладили дело, что выход контрафактной версии альбома совпадает с официальным релизом (дата запуска песенника в продажу. — Ю.З. ). Отдадим корсарам звука должное: в конкурентной борьбе и в поисках путей маскировки, качество пиратских СD выросло настолько, что отличить «пАлево» от «фирмЫ» временами под силу только ярым коллекционерам и специалистам.

Справедливо-любивый Запад, в первую очередь США, сильно лукавит, когда под ширмой борьбы с пиратством сует нос на отечественные компакт-заводы и давит на законодателей. Ибо когда пять–семь лет назад шло завоевание украинского рынка бытовой аудиотехники (CD-проигрыватели, музыкальные центры и т. д.), то западные комиссии даже и не пикнули о каком-то там пиратстве. Оно и понятно: много бы нашлось в Украине желающих приобрести компакт-«вертушку» за 150–250, прошу прощения, «зеленых», если бы на рынке были только «фирменные», т.е. на Западе произведенные диски по 15–20 баксов за штуку? Западные экономисты в своих учебниках- талмудах нас поучают, что хороша в широком употреблении не та вещь, что недорого стоит, а та, что экономна в пользовании. Больше того, западные компании с чистой душой продали нам оборудование для выпуска СD. А теперь, когда отечественный производитель «раскрутился» и вышел с дешевой, но качественной продукцией на западный рынок, то буржуи враз крик подняли! Получается, как станки и сырье за границей покупать и «денежку» ТУДА отдавать, так «прошу-пожалуйста», сколько душе угодно, а как попробовать «отбить бабки» и вернуть малость свободноконвертированной валюты СЮДА, то шиш вам! Выкусите!

Если бы речь шла только о борьбе с пиратством, то для этого существует простой эффективный способ. Западные компании, зная низкую покупательную способность украинского потребителя, могли бы нам дешевле продавать лицензии на своих исполнителей (цена «фирменного» CD на 70% состоит из стоимости авторских прав), и тогда компакт стоил бы не 2 доллара, а пусть 2,50, что практически не отразилось бы на объемах сбыта. Украинские производители с радостью пошли бы на такой шаг, лишь бы избавиться от головной боли с многочисленными задалбывающими проверками и экспертизами. Такое позитивное сотрудничество есть, например, с российскими рекординговыми фирмами. Именно о нем говорит надпись на диске или кассете: «Только для продажи на территории Украины». Интересно, что западные компании без всяких мук совести продают по подобной схеме лицензии на аудиокассеты, ибо у НИХ этот формат доживает свой век, а заработать несколько лишних центов на бедных ukrainians, скажем, на компании EuroStar, никогда «не впадло».

Поэтому, шум-гам о подрыве украинскими CD-производителями чуть ли не всего мирового музыкального бизнеса, который по рентабельности приравнивается к нефтяному, не более чем пропагандистская байка, слепленная в духе «холодной войны». Суть в том, что кое-кто на Западе, в т.ч. правительство США, хотел бы, чтобы в Украине вообще не развивались высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, в частности — производство компактов, а желал бы и в дальнейшем видеть здесь только тупую потребительскую массу, с тяпкой в руках и фуфайкой на плечах. Лишних конкурентов им не нужно.

Сегодня мы смело можем гордиться украинским пиратом как двигателем нашего бытового прогресса, иначе бы и по сей день довольствовались магнитофоном «Весна-202», а 232-й «Маяк» считали бы вершиной технической мысли. Остается пожелать родному аудио, равно как и «видеоказачеству» не топтаться на месте, а овладевать чем дальше, тем более новыми технологиями: стандарты DVD, SACD, HDCD и тому подобное. Державным же мужам, которые так легко позволяют международным экспертам, а по существу — промышленным шпионам от конкурентов, прохаживаться по территориям отечественных заводов, следует хорошо задуматься над тем, какими носителями информации будут пользоваться их внуки. К слову, благодаря именно аудиокорсарству, у украинского гражданина есть на одну свободу (свобода слова, мнения и т.д.) больше, чем у западного: он может по собственному усмотрению решать, обворовать ему зарубежного исполнителя, купив пиратский CD, или честно поделиться заработком со своим любимцем, купив «фирменный» компакт.

Как только украинская музыка начнет свободно тягаться с «забугорной», то отечественным производителям самим станет выгодно прекратить пиратство: вы — нас не подделываете, а мы — вас. Такое себе джентльменское соглашение на паритетных началах. А стало быть: пиратство — безусловно, зло, но сквозь призму украинских интересов — не очень уж и страшное.

Для справки.

Как сообщает УНИАН, по данным ученых, потенциально потребительский рынок Украины очень емкий (по европейским расчетам, средний показатель составляет 10 компакт-дисков на человека в год), и борьба за него идет очень жесткая.

По словам производителей СD, давление со стороны американцев спровоцировала заинтересованность европейских заказчиков, которых устраивала как цена, так и качество украинской продукции. «Они (yankee. — Ю.З. ) не хотят ни терять уже завоеванные рынки, ни возможность попасть на новый», — отметил директор завода «Болидиск» Сергей Славуцкий.

На сегодня в Украине есть 5 заводов-производителей компакт-дисков: ЗАО «Ниопрокс» (г. Львов) — уже не работает, «МПП Машел» (г. Киев), ЗАО «Болидиск» (г. Киев), ООО «Лазер- информ» (г. Киев), ООО «Амитрон» (г. Херсон). Производственные мощности украинских предприятий и количество импортированного сырья, по статистическими данным, позволяют производить в Украине максимум 22 миллиона компакт-дисков в год. Внутренние потребности составляют почти 90% этого количества. В частности, в текущем году два завода практически остановлены, на «МПП Машел» изготовлено около 6 млн. компакт-дисков, а на заводе «Болидиск» — 4 млн. 200 тыс.

По данным американского правительства, убытки музыкальной индустрии США от производства в Украине пиратских дисков якобы составляют $210 млн. Это значит, что украинские производители ежегодно должны экспортировать 21 млн. пиратских дисков (по $10 потерь на диск. — Ю.З. )

По данным таможенной службы Украины, из страны за последний год экспортировано только 2,8 млн. компактов.

No comment.

Юрко ЗЕЛЕНЫЙ, пират с многолетним стажем (в отставке)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ