В Международном центре культуры и искусств состоялась премьера фильма «Восток–Запад». С полным основанием это событие можно назвать значительным и даже больше — беспрецедентным. В кои веки картину приехал представлять сам режиссер — обладатель «Оскара» за фильм «Индокитай», создатель «Французской женщины» Режи Варнье. Да не один, а в обществе подлинной и по-прежнему востребованной звезды XX века, недосягаемой, прекрасной, сдержанно отрешенной Катрин Денев. Она продемонстрировала собравшимся настоящий французский шик. И хотя ее роль во время презентации картины, как, собственно, и роль в самом фильме, была довольно декоративна, зрители остались довольны. И ею, и Режи Варнье, который подкупил публику непосредственностью, объятиями с Богданом Ступкой, речью, прочитанной на украинском языке, и своим утверждением, что он бы не снял этот фильм без помощи канала «1+1» и своих украинских друзей. И это отнюдь не дань вежливости Александру Роднянскому, который представлял и принимал в Киеве французских гостей. Он — сопродюсер картины, а «1+1» принимал активное участие в ее создании, вместе с французской компанией «UGC-УM», российской кинопроизводящей компанией «НТВ-Профит» (на премьере ее представлял Игорь Толстунов), болгарский студией «Гала Фильм» и др.
Значительная часть съемок проходила в Киеве, в частности, в стенах бывшего Октябрьского дворца. Вообще же наш город на экране трудноузнаваем, однако вполне отвечает стилистике фильма, времени действия — 1946-1949 годы и тональности этой трагической истории любви. В небольшой роли снялся Богдан Ступка. Зато — ярко, точно, выразительно. А в одной из массовых сцен рядом с Богданом Сильвестровичем можно увидеть его супругу, другие узнаваемые лица. В общем, редчайший случай: говоря о европейском кино, мы выступали не в привычной для себя роли сторонних наблюдателей, а, благодаря «1+1», непосредственными участниками процесса. Причем не где-то там на задворках пристроившимися, а в самой его гуще. Достаточно сказать, что «Восток–Запад» — номинант на премию Американской киноакадемии в категории «Лучший иностранный фильм 1999 года». И хотя статуэтка в результате досталась Педро Альмодоваро, но, во-первых, ему не грех и проиграть, а, во- вторых, попадание в число номинантов на «Оскар» почетно само по себе. (Напомню, что для «1+1» это уже второй подобного рода весьма приятный опыт: несколько лет назад фильм «1001 рецепт влюбленного повара» с Пьером Ришаром, где одним из сопродюсеров выступал канал, также номинировался на «Оскар»). Все это вместе собрало в Международном центре полный зал, среди публики было много известных и узнаваемых лиц, как то: Виктор Ющенко, Юрий Ехануров, Сергей Тигипко, Борис Тарасюк, Зиновий Кулик, Иван Драч, телевизионные звезды, актеры, журналисты.
Что же до кино, то оно наверняка найдет (а судя по всхлипывающему местами и охающему залу — уже нашло) своего зрителя. Того, кому по душе внятный рассказ, эпичность повествования, красивое и живописное изображение, хотя и не обремененное сложной образностью, профессионализм, в общем — качественное и добротное кино, в определенном смысле — старомодное. Впрочем, в этом и недостаток стиля Варнье, и его же достоинство, которому он остается верен в каждой своей картине. И еще. В своих фильмах режиссер рассказывает мелодраматическую историю не просто на фоне конкретных исторических событий, а эти самые события становятся едва ли не главным действующим лицом, определяя, зачастую — корежа судьбы персонажей. Будь то развал колониальной системы в Индокитае, вторая мировая война (во «Французской женщине») или «нормальный» советский тоталитаризм, как в данном случае.
Действие фильма «Восток–Запад» начинается в 1946- м, когда русский муж-эмигрант (Олег Меньшиков), жена-француженка (Сандрин Боннер) и их малолетний сын приезжают в СССР вместе с сотнями других наших соотечественников, наивно поверивших в сталинское прощение. Мы-то хорошо знаем, что ждет их, радостно возбужденно спускающихся с трапа корабля в промозглую ночь. Смерть, лагеря, ссылки или мучительная и долгая цепь унизительных компромиссов с властью, которые и избирает, казалось бы, герой Меньшикова, чтобы уберечь семью. Говорят, западного зрителя картина шокировала безысходностью героев, попавших в ловушку под названием СССР. Нас, в свое время переживших потрясение, скажем, от «Крутого маршрута» или лагерной прозы, — едва ли. И ужас героини перед затрапезной коммуналкой, в которой они оказались, понять можно, но прочувствовать трудно. Я это говорю к тому, что, идя на фильм, как-то и не ожидала от него разоблачительных откровений. А вот интерес, правда, связанный с определенной боязнью, был: каким предстанет наше недавнее прошлое в интерпретации французского режиссера. Конечно, о «клюкве», зачастую присущей западным фильмам про нашу жизнь, речь не шла. Не того класса мастер, Варнье — тонкий стилист и деликатный художник. Но все же...
Сомнения оказались, к счастью, беспочвенными. Его киноправда не раздражает, а искренняя попытка осмыслить происходящее — вызывает уважение (авторы сценария — Режи Варнье, Луи Гардель и два российских драматурга — Рустам Ибрагимов и Сергей Бодров). К тому же основу фильма составляют все-таки не сталинские ужасы как таковые, а любовная коллизия, в которую вовлечены герои Меньшикова, Боннер и Сергея Бодрова-младшего. И когда уже у нас картину поспешили назвать антисоветской, согласиться с этим трудно. Она ведь, по сути, намного шире. Об относительности понятий «свободного Запада» и «несвободного Востока», о зыбкости, если хотите, грани между тем и другим. В этом убеждается подающий надежды пловец Саша Васильев (Сергей Бодров-младший), который бежал на Запад и мечтал вызволить из СССР возлюбленную (Сандрин Боннер), но столкнувшийся с далеко не идеальной западной демократией. Той самой, на которую мы сегодня и сами так уповаем, по-прежнему оставаясь беспомощными, если не перед ужасами, то ужастиками родной государственной машины.
А еще это фильм о любви — и это главное. О самопожертвовании ради любимого человека. О чувстве ответственности мужчины перед своей семьей. Об отказе от себя ради блага ближнего. Эти чувства, которые всегда будут востребованы. И только с их помощью можно противостоять такой безжалостной штуке, какой порой бывает История.
Вот и герои «Востока–Запада» все-таки встретятся (я умышленно не раскрываю перипетии сюжета, чтобы не портить вам удовольствие от будущего просмотра). Спустя тридцать лет. Об этом сообщат титры. Значит, и у нас возможен счастливый финал. Если, конечно, для этого что-то делать.