На Пасху в приюте для животных «Рифуджио Италия», что в селе Лисовичи, бушевал пожар. По словам владелицы приюта Власты Шалутко, возгорание произошло около часу дня, а через 5 минут территория, где содержали животных, выгорела почти полностью. Руководитель общества защиты животных «За жизнь» Яна Ренк узнала о пожаре через два часа и сразу отправилась на место происшествия:
«Мы приехали после 15.00. Тогда неповрежденной осталась только административная часть. Там, где были вольеры и кухня, все выгорело дотла. Самая страшная картина — это обуглившиеся тела животных. Жуткое зрелище. По показаниям очевидцев, приют горел настолько быстро, что это просто не может быть случайностью. Очень заметно, что жгли участок с животными, он словно отрезан от всего остального».
Владельцы и милиция тоже рассматривают версию поджога.
«Местные жители с самого начала очень агрессивно к нам относились, — рассказывает Влада Шалутко. — Мы постоянно сталкивались с угрозами. Возможно, именно это и привело к трагедии. Приют никому не мог помешать, он находился вдалеке от села, поэтому мне не поняло, чем вызвана такая агрессия».
Яна Ренк, кроме поджога местными жителями, выдвигает и другие версии трагедии: «Активные защитники животных постоянно получают угрозы со стороны живодеров. В Украине даже есть сайт, на котором садисты хвастаются тем, кто сколько животных убил. Мы пытались закрыть этот ресурс, но пока ничего не решено. Возможно, пожар — это дело рук этих же людей. Огнеборцы уже квалифицировали катастрофу как поджог, теперь мы ждем выводы милиции. Кстати, из приюта для животных «Сириус» нам сообщили, что там недавно тоже были попытки поджога. Эта тенденция мне не понятна».
В настоящий момент в «Рифуджио Италия» находятся 25 выживших животных. На территории усилили охрану, ведутся круглосуточные дежурства. По словам Власты Шалутко, в ближайшее время приют восстановят, и он опять начнет работу: «Приют будет существовать в обновленном виде. Мы планируем установить новые современные вольеры. Надеюсь, они будут из негорящих материалов. О сроках восстановления сказать не могу, поскольку пока занимаемся привлечением средств. Расходы значительные, поскольку это будет полная перестройка. То, что произошло, не просто трагедия — это вандализм. Мы хотели спасти животных, забрав их с улиц, они же были сожжены живьем...»
КОММЕНТАРИЙ
«НАМ НУЖНА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ!»
Наталья ВИШНЕВСКАЯ, координатор зоозащитной кампании Национального экологического центра:
— Поджоги — не редкость не только для частных участков, но и для природных объектов. Пожары наносят непоправимый вред как флоре, так и фауне. В случаях поджогов можно сделать лишь одно — позвонить по телефону в милицию. Поджоги запрещены законом и влекут за собой административную ответственность. Во время пожаров погибает все живое, в частности много существ, создающих экологический баланс и поддерживающих деятельность экосистем. Опасными являются поджоги травы. Они осуществляются быстро и могут вызвать масштабный лесной пожар. От этого погибают как мелкие, так и крупные животные, что наносит колоссальный ущерб. Также опасны поджоги низменностей, в частности камышей. Прежде всего, там погибают черепахи. Ранее на Киевщине их было много, а теперь практически невозможно увидеть. Ситуация усложняется загрязнением территории. Мусор, который сгорает в огне, способствует образованию токсичных соединений, которые вредят здоровью человека. Контролировать эти вопросы должна экологическая полиция, но пока ее в Украине нет. У нас была ветеринарная милиция, но она в основном занималась поборами на рынках и не выполняла свои функции по защите окружающей среды. В настоящий момент есть экологическая инспекция, но откровенно — это мертвая структура. Вообще экологическая отрасль нуждается в реформировании. В частности, необходимо создание экологической полиции как органа контроля и привлечения к ответственности в случае нарушения.