Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Огни освещают ночь

7 декабря, 1999 - 00:00

Была середина декабря 1998 года. Издалека казалось, что горит синагога Бродского, расположенная на углу улиц Шота Руставели и Рогнединской, Очевидно, именно так полагали вначале любопытные прохожие, стянувшиеся к площади перед синагогой. Но те, кто подходил поближе, понимали, что пожарникам здесь делать нечего. Перед синагогой был установлен огромный, в два человеческих роста, светильник с девятью ветвями. В каждую из них был вставлен пылающий факел. Огни освещали и как-то даже согревали морозный декабрьский вечер, отодвигая на второй план иллюминацию соседнего казино и светящиеся витрины магазинов. Начинался последний день еврейского праздника Ханука...

Часто Хануку принимают за еврейский Новый год. Причины для этого есть: во-первых, она чаще всего приходится на середину декабря; во-вторых, празднуется Ханука шумно, весело, с огнями и песнями. Но корни этого праздника совсем не новогодние.

В переводе с иврита слово «ханука» означает «освящение дома, обновление, новоселье», Этот праздник действительно «новый» — он самый молодой из всех библейских дат, так как Хануке «всего» 2160 лет. Чтобы понять сущность этого праздника, нам придется вернуться во 2-й век до нашей эры, когда Иудея находилась под властью царя Антиоха IV из греческой династии Селевкидов. Придя в Палестину после завоевательных войн Александра Македонского, греки поначалу не вмешивались во внутренние дела евреев, предоставив им политический и религиозный суверенитет. Но со временем они начали все более настойчиво создавать в Иудее «эллинистическое культурное пространство». При Антиохе IV притеснения еврейской веры достигли апогея. Евреям было запрещено читать Тору, делать обрезание, отмечать Субботу и еврейские праздники. По всей стране были установлены языческие алтари и статуи греческих богов, в первую очередь — самих царей из селевкидской династии. Все это совершалось при молчаливой, а иногда и активной поддержке значительной части евреев, которая считала греческую культуру высокоразвитой и прогрессивной, а собственную — устаревшей. Именно эта «пятая колонна» нанесла наиболее страшный удар по всем устоям еврейского народа. В конце концов греки ворвались в святая святых еврейской религии — Иерусалимский Храм, сожгли свитки Торы, принесли свинью в жертву на жертвеннике Храма и установили там статую Зевса.

И тогда в стране вспыхнуло восстание. Во главе его встала семья когенов — священников из рода Хашмонаев (Маккавеев). Партизанская война, начатая в 168 году до н. э. Матитьягу Хашмонаем и его пятью сыновьями, быстро охватила всю Иудею. В 164 году до н. э. армия повстанцев, возглавленная Иегудой Маккавеем, нанесла ряд сокрушительных поражений греческим полководцам и 25 числа еврейского месяца кислев вошла в Иерусалим.

Очистив город от врагов, повстанцы пришли в Храм, чтобы возобновить службу. Для этого необходимо было зажечь менору — золотой храмовый семисвечник, в который заливалось специальное освященное оливковое масло. Но все сосуды со священным маслом были разбиты греками. После долгих поисков все-таки нашелся один нетронутый сосуд с маслом. Его могло хватить максимум на один день. Для приготовления нового масла требовалось семь дней. И тогда Всевышний совершил чудо. Масло в меноре горело восемь дней, пока священники не приготовили новое. В память об этом чуде еврейскими мудрецами был установлен праздник Ханука — праздник освящения Храма и освобождения Иерусалима, праздник новоселья, праздник огней и света. Династия Хашмонаев оставалась у власти еще двести лет. В еврейской истории этого времени были взлеты и падения, периоды свободы и порабощения. Но попытка подменить духовные ценности еврейского народа, подорвать его жизнеспособность изнутри была сорвана — окончательно и бесповоротно, и напоминанием об этом служит праздник Ханука.

Основной ритуал этого праздника сегодня — зажигание ханукальных свечей. Свечи зажигаются с наступлением темноты. В первый день зажигается одна свеча, во второй — две и так вплоть до последнего, восьмого дня, когда зажигаются все восемь свечей и светильник — ханукия — предстает во всем своем великолепии. Ханукальные светильники работы выдающихся ювелиров украшают собой лучшие музеи мира. Однако на ханукие девять ветвей. Зачем нужна девятая ветка светильника? В нее вставляется девятая свеча — вспомогательная, от которой зажигаются все остальные.

Каждая семья зажигает свечи у себя дома. Принято ставить светильники так, чтобы их было видно с улицы, — например, на подоконнике. Таким способом евреи стараются как можно шире распространить память о чуде, с помощью ханукальных свечей внести в этот мир как можно больше света. Улицы израильских городов во время Хануки заполняются тысячами маленьких огоньков, играющих, мерцающих в ночном воздухе. Когда-то в украинских городах и местечках можно было увидеть такое же зрелище. А потом огни ушли. Теперь они возвращаются, но медленно, нерешительно, как будто боясь принести в мир слишком много света...

Глубокий символ видится в том, что Ханука приходится на начало зимы — время самых длинных ночей. Огни освещают долгую и холодную ночь, помогают нам пережить ее и дождаться утра. Огни духовности и веры, огни, напоминающие о чуде, помогают человечеству переживать самые тяжелые и беспросветные периоды истории.

Борьба Маккавеев, начатая два тысячелетия назад, продолжается и сегодня. В двадцатом веке над еврейским народом вновь черным призраком нависла угроза полной ассимиляции. Уход от собственной культуры и традиций стал повсеместным явлением. Но сила евреев в том, что они не только помнят о чудесах, но и верят в них. Верят в то, что вернется Иерусалимский Храм и тысячи тысяч ханукальных свечей сольются воедино, вновь став храмовым светильником. И эта вера помогает им пережить даже самую темную ночь, подняться из самых глубоких духовных ям. В наше время главный вопрос Хануки — «быть ли мне самим собой?» — стоит не только перед евреями, но и перед каждым народом, каждым отдельным человеком. Угроза потерять культурную, духовную, национальную самобытность — общая проблема двадцатого века. И пускай сегодняшние «эллинисты» поклоняются не Зевсу, а деньгам, войне, компьютеру или политике — их воздействие не менее разрушительно. В наших силах определить, станет ли XXI век столетием обновления и освящения, «веком Хануки»...

В этом году с Ханукой совпадет еще одна «ханука» — новоселье молодой еврейской общины «Эш а-Тора», которая 5 декабря, в первый день праздника, открывает свой новый центр на Верхнем Валу, в самом сердце исторического еврейского Киева. Знаменательно, что «Эш а-Тора» означает «огонь Торы». В первый день праздника Ханука члены общины «Эш а-Тора» откроют двери центра и начнут первую общественную молитву... Они совершат освящение своего маленького храма и будут верить, что Творец снова совершит чудо, и их маленького огня хватит на всех.

Максим ЛЕСОВОЙ, специально для «Дня», Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ