Внутренне перемещенных лиц, семьи, члены которых принимали участие в АТО/ООС или погибли там, а также граждан, побывавших в плену, и волонтеров, у которых есть дети, призывают оформлять своим детям статус пострадавших от вооруженного конфликта.
Как отмечают специалисты, работа стратегическая, ведь Украина заявляет о том, что у нас — война, а количество пострадавших детей неизвестно. Впоследствии эта информация будет крайне важной для предъявления на международной арене — когда будем призывать к ответственности Россию. Эксперты говорят, что, возможно, впоследствии можно будет добиться выплат компенсации, ведь статус — на всю жизнь.
«По состоянию на 1 сентября статус ребенка, пострадавшего от военного конфликта в Украине, получили 1 665 детей. Больше всего — в Донецкой и Луганской областях. Очень сработала Волынь: при небольшом количестве детей со статусом ВПЛ — немногие более тысячи — статус получили 825 человек, — рассказывает Владимир ВОВК, заместитель директора департамента защиты прав детей и усыновления Министерства социальной политики. — Наши социальные службы уже провели серьезную работу: 35 тысяч детей в Украине поавлои в их поле зрения, процесс получения статуса завершается. То есть в целом мы выходим на десятую часть тех, кто имеет такие права. Речь идет о 240 тысячах детей из числа ВПЛ, также следует иметь в виду более 400 тысяч детей, которые находятся на неподконтрольной территории, почти двух тысячах детей погибших участников АТО, детей ветеранов АТО».
То есть, по мнению чиновника, потенциально в Украине может появиться около миллиона детей со статусом пострадавших от военного конфликта. К ним могут присоединиться те, кому уже исполнилось 18 лет, но они были несовершеннолетними, когда начиналась война.
Сегодня семьи, в которых дети получили статус пострадавших, в основном могут рассчитывать на социальное сопровождение. О льготах и выплатах пока речи нет. Чиновники объясняют, что сначала следует посчитать всех детей и предоставить им статус, чтобы делать финансовое обоснование. Родители, узнавая, что статус не означает автоматически выплат, не спешат подавать документы.
«Мы должны провести широкую информационную кампанию, чтобы дети, которые имеют на это право, воспользовались им. Этот статус — не об узкой социальной гарантии, он имеет стратегическое значение. Считаю, что кампанию нужно проводить через заведения образования. А затем разработать действующие алгоритмы соцзащиты пострадавших детей», — говорит Александра МАГУРОВА, советник Минсоцполитики по вопросам внутренне перемещенных лиц.
Согласно постановлению Кабинета Министров, статус ребенка, пострадавшего от военного конфликта, может самостоятельно получить ребенок, которому уже исполнилось 14 лет (при наличии необходимых документов). Также специалисты напоминают, что речь идет о праве, а не обязанности иметь статус.