Первоначально встреча министра по делам молодежи и спорта Юрия Павленко с олимпийцами-«отказниками» планировалась как неформальное общение «за чашечкой кофе» и закрытыми дверями. Впрочем, учитывая резонанс скандала и проповедуемую новым правительством прозрачность, министр и спортсмены решили пообщаться в присутствии журналистов. Ажиотаж представителей СМИ был огромен (во вторник в пресс-центре министерства только камер наблюдалась дюжина).
Суть конфликта состоит в том, что ряд известнейших призеров и победителей Олимпиады-2004 решили отказаться от причитающихся им призовых, таким образом протестуя против несправедливого, по их мнению, преследования экс-главы НОК Украины Виктора Януковича. В группу спортсменов, решивших таким образом обозначить свою гражданскую позицию, вошли Эльбрус Тедеев, Юрий Белоног, Ирина Мерлени, Анна Бессонова, Игорь Разоренов и еще ряд известных в Украине олимпийцев. Кстати, впервые информация о возврате денег поступила от российских СМИ, что, очевидно, было неприятно министру и его окружению, позволившим себе мягко пожурить «отказников». Впрочем, министр начал с того, что не подверг сомнению заслуги призеров Афин и их право на уже полученные денежные премии. Кстати, сделал это и от имени Генеральной прокуратуры, подчеркнув также, что независимо от хода следствия, касающегося их выплаты, они будут иметь право оставить эти деньги у себя. Официальная позиция Генпрокуратуры на уровне заместителя генпрокурора на момент встречи во вторник звучала именно так.
Вообще в вину Януковичу вменяется нецелевое использование средств из резервного фонда Кабинета Министров в размере 21 млн. гривен. (Это было установлено в ходе проверки, которую проводила Счетная палата.) . Постановление о повышение премий и стипендий, по словам министра, возможно, противоречит 27 статье Бюджетного кодекса. Впрочем, «олимпийские» деньги — лишь один, далеко не самый «наваристый» из тех эпизодов, которые находятся в разработке единого криминального дела по использованию денег из фонда. Павленко не раз подчеркнул, что данное дело не является политическим и что на сегодняшний день нет установленного факта о нарушениях, а только проводится проверка наличия факта нарушения. В шутку назвав Тедеева «лидером оппозиции», он передал ему слово.
Эльбрус на это ответил, что является только «лидером своей весовой категории в мире» и также попросил представителей СМИ не пытаться представить это дело как политическое. «Мы в политике не разбираемся, и для нас очень важно, чтобы все это поняли», — сказал он. Потом чемпион Афин рассказал о том многом, что сделал Виктор Янукович для спортсменов на посту главы НОК Украины. О том, как однажды он к ним приехал на базу и после разговора и просьбы об увеличении призовых до уровня общемировых пообещал сделать все возможное. И сделал. Эльбрус, к примеру, был доволен, что в довесок к премии он и еще ряд чемпионов получили и машину.
«Он свои обещания сдержал, от вас мы пока ничего не видели», словно говорил наш прославленный борец-вольник. Юрий Павленко понял его правильно и стал отчитываться по давно (а именно — полгода) волновавшему спортсменов вопросу. А именно — о продвижении указа о президентских стипендиях. Оказалось, что во вторник он был подписан, и с первого августа призеры чемпионатов мира, Европы и Олимпиад вновь будут эти стипендии получать. Всего их будет 140 для спортсменов и тренеров, от 4 до 9 тысяч гривен каждая. Выплачиваться они будут из бюджета министерства молодежи и спорта. Юрий Павленко долго рассказывал, почему произошла такая проволочка. Указ должен был подписать Кучма в конце прошлого года. Ему, естественно, было не до этого, а после избрания Президентом Ющенко был ряд бюрократических проволочек. Теперь Павленко и его команда будут думать, как компенсировать те шесть месяцев, в течение которых спортсмены выплат не получали. Министр подытожил свое выступление фразой: «Олимпийские чемпионы в приемной не ждут», претендующей на некоторую историческую ценность, и призвал спортсменов к более тесному сотрудничеству. Также он предложил создать некую экспертную группу, состоящую из олимпийских чемпионов, чтобы предотвратить различные разногласия в будущем.
После встречи журналистам удалось пообщаться с Эльбрусом Тедеевым. Он сказал, что в общем встречей доволен, но будет дожидаться решения суда, чтобы принять окончательное решение: «Если вы думаете, что я ездил в Грецию на курорт, то ошибаетесь. Я до сих пор лечусь после Олимпиады. Но если эти деньги краденные — я их верну. Краденные деньги я не могу у себя держать».
Интересно, как выходить из ситуации министру, который в течение всей встречи твердил, что выплаченные премии — «заслуженные, но незаконные». На эмоциональном уровне заявление это вполне понятно, но с юридической точки зрения формулировка абсолютно несостоятельная. Кто пойдет на компромисс?